dolandirici

Статьи

Утраченные православные храмы Рассказовской волости.


До Октябрьской революции 1917 года на территории Рассказовской волости действовало пять православных церквей: Иоанно-Богословская, Дмитриевская, Троицкая, Покровская, Екатерининская. В годы Советской власти три храма полностью разрушили, а один закрыли и использовали для других нужд. Даже Иоано-Богословская церковь простояла полтора десятка лет закрытой, с разрушенной звонницей и главным куполом. Её отремонтировали, открыли и освятили лишь после Великой Отечественной войны.

Вспомним кратко историю утраченных Рассказовских храмов.


Дмитриевская церковь.

В 1820-е гг. деревянную Иоанно-Богословскую церковь снесли и построили новую однопрестольную деревянную холодную церковь, освятив ее в честь св. Дмитрия Ростовского Чудотворца (престол 21 сентября или 28 октября). При строительстве первоначальной церкви под нее использовали одно из хозяйственных строений.

В 1840 г. ее перестроили в камне "усердием разных благотворителей". Эта церковь считалась в приходе временной заменой Иоанно-Богословской, так как приход все равно называли в документах Богословским.

В 1859 г. Дмитриевская церковь имела в каждом из трех своих приходов по 300 дворов и 99 десятин пахотной земли. Усадебной и сенокосной земли не было. Церковный притч жил в деревянных домах. Поскольку усадьбы священников (8 десятин 664 сажени) стояли на помещичьей (крестьянской) земле, то прихожане отобрали после 1861-1865 гг. 5 из 8 усадеб клира Дмитриевской церкви. Священникам приходилось снимать квартиры и судиться с крестьянами.

В 1876 году Дмитриевская церковь (она считалась главной и входила вместе с другими Рассказовскими церквями в 8-й Тамбовский округ) имела 7850 записанных прихожан и штат (вместе с приписанной к ней Троицкой церковью) из настоятеля, двух помощников и двух псаломщиков. Приходом храма было все село Рассказово и сл.Белая Поляна. Настоятелем в церкви был священник 2-го разряда Константин Фомич Никифоров, род. в 1836 г. Его помощниками числились свящ. Мих Ефимович Касаткин (студент, 1846 г.р.) и свящ. Александр Лаврентьевич Салтыков (с 1868 г.) Сверхштата при церкви числился свящ 3-го разр. Ефим Иванович Соколов(1853 г.р.). Помощники настоятеля служили также и при Троицкой церкви. Церковным старостой в церкви с 1865 г. числится «кирсановский купец» Крюченков.

После постройки нынешней Иоанно-Богословского храма, Дмитриевская церковь сама стала приписной и стала играть можно сказать вспомогательную роль при новом храме. В конце 19 века произошло новое административное деление храмов Тамбовской епархии по благочинным округам и Рассказовские церкви вошли во 2-й Тамбовско-Рассказовский округ с благочинием в селе Рассказово

В 1923 г. Иоанно-Богословский храм был отдан в пользование обновленцам, православному религиозному течению поддержавшему Советскую власть (одним из его лидеров, а именно обновленческим протоиереем стал священник Константиновский Георгий Дмитриевич, бывший законоучитель Рассказовского 2-х классного министерского училища. В мае и июне 18 года он был вместе с другими священниками, дважды арестовывался за контрреволюционный мятеж в селе Рассказово, однако спустя сутки освобождался). Находящийся с ним в одной ограде Дмитриевский храм остался в пользовании тихоновцев (приверженцев Русской православной церкви и патриарха Тихона). Богословский храм стали в народе называть «Красной церковью».

В 1925 г. году между обновленцами и тихоновцами начинаются споры по пользованию церковным имуществом. Советская власть на стороне обновленцев всячески ущемляет права тихоновцев, как имеющих антисоветскую направленность и все споры решает в пользу обновленцев. В 1926 году Дмитриевская церковь закрывают на ремонт под предлогом ее ветхости и передают обновленцем. Тихоновцев вытеснили в села Верхнее- и Нижнеспасское. В 1927 г. начинается борьба за Дмитриевскую церковь между обновленцами, еще одной церковной группой григорианцами (привержанцами владыки Григория самостоятельно завладевшим высшей церковной властью) и тихоновцами. Верующие пишут жалобы и заявления в различные инстанции. Борьба продолжается до 1929 г. Церковь по-прежнему закрыта и продолжает числится, как пришедшая в негодность. В 40-х годах ее используют для хозяйственных целей, например для пекарни. После войны церковь снесли и сейчас на ее месте располагаются торговые павильоны.


Троицкая церковь

Троицкая церковь в селе Большая Богословка (сейчас это мкр. «Мальщина» г.Расска-зово) построена 1824 г., на средства генерала Александра Марковича Полторацкого. В этом же году открыт и приход. К приходу относились село Бол.Богословка, д.Куриловка или Мал.Богословка (ул.К.Маркса), д.Салмановка, д.Бол.Богословка или Малые Туляны (ул.Заречная), д.Бол.Туляны, д.Бугры (улицы от мальщинского моста до леса и ул.Комсо-мольской). Причем престольным праздником в селе Б.Богословка, а также в д.М.Тулянах и Салмановке был Иоанн Богослов, в д.Б.Туляны – Покров Пр.Богородицы и лишь в д.Малая Богословка-Куриловка и д.Бугры – Св.Троица.

В июле 1838 г. в нее перевели два штата священнослужителей из Дмитриевской церкви. Церковь выстроили каменную, однопрестольную. Престол во имя Святой Троицы. До постройки Иоанно-Богословского храма церковь являлась приписной к Дмитриевской главной церкви. Церковным старостой с 1857 г. числится государственный крестьянин Риков.

В 1959 Троицкая церковь имела 250 дворов паствы. Своей земли церковь не имела. Дома церковного причта были деревянные, некоторым священникам приходилось снимать жилье. В 1876 году к церкви приписано 2256 прихожан. В 1895 г. церковь перестраивают и расширяют также в камне. Молокане предпринимательских кланов крестьян Желтовых и купца потомственного почетного гражданина Михаила Проскурина сделали крупные пожертвования на этот ремонт, естественно, для того чтобы православная церковь меньше вмешивалась в их религиозные дела. Так сказать «откупились».

Вокруг церкви располагалось кладбище дворян, уважаемых людей, меценатов и сельских «святых». Метрические книги в церкви хранились с 1838 года, имелась опись церковного имущества. На 1911 год штат церкви состоял священника, диакона и псаломщика. Земли у притча усадебной было ¼ десятины (около церкви). Братский доход составлял от 700 до 800 руб. в год. Притчевый капитал 5275 руб. Церковный капитала 700 руб. У притча имелись церковные дома. Казенное жалование: священника 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100.

В 1893 годы при церкви числится церковно-приходская школа (строилась на средства Рагозы и Полторацких). В ней в 1913 году преподает настоятель церкви, законоучитель свящ Иоанн Александрович Попов, 1859 г.р., уроженец Липецкого уезда и учитель Владимир Алексеевич Знаменский.

В 1917 году у Иоанна Попова лично обучаются двое детей. Трое детей обучаются у диакона Троицкой церкви Петра Чикаревского. В 1922 году Иоанн Попов (1859 г.р., Липецкий уезд, Таволжанская вол, с.Каменное) арестован по обвинению «в укрытии церковных ценностей, а именно церковного напрестольного креста, преступление на следствие объяснил забывчивостью». 2 июня 1922 г. осужден Тамбовским Губернским революционным трибуналом. Обвинение при осуждении «во время изъятия церковных ценностей не указал Комиссии на существование напрестольного серебряного креста, не состоящего в описи церковного имущества».

Приговор: 1 год лишения свободы с привлечением к принудительным работам условно. Как сказано в приговоре Трибунала, "принимая во внимание преклонный возраст и
дряхлость наказание считать условным" (Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305. Т.26. Л.89.)

В 1920-х годах власти вытесняют православных из церкви и передают ее обновленцам (церковному течению поддерживающему Советскую власть) В 1929 г. церковь признают негодной к эксплуатации и закрывают. В августе 1939 г. церковь разбирают (строительный материал используют для других построек). После войны остатки церкви поджигает один из местных жителей. Через некоторое время на этом месте строят жилой дом.

Сейчас это дом № 26 по ул.Некрасова. Часть стен подвала дома совпадает с фундаментом церкви. Там и сейчас можно видеть камни и кирпич, из которых была сложена церковь. По воспоминанием местных жителей одна из плит установленных накануне рухнула, и придавила рабочих, одного насмерть. Людей потом с трудом заставили дальше работать. Еще говорят, что в каждой семье, вселившийся в дом, в течение короткого времени кто-то умер.

Церковное кладбище осквернили и разорили. Могильные плиты и памятники растащили для своих нужд. На большей части кладбища вырыли котлован и построили пятиэтажный дом № 28. Мародеры облазили все обнажившиеся могилы. Останки людей позже вывезли со строительным мусором. Жители говорят с горькой усмешкой, что они живут на костях. Иногда во время похорон покойников носили вокруг дома № 28 в память о бывшем храме.


Покровская церковь.

Покровская церковь в селе Арженка (сейчас это мкр. «Арженка» г.Рассказово) строилась с 1857 по 1861 г (Данные справочной кн. 1876 г.)., на средства В.Я.Рагозы и Н.Н.Рагозы. Престольный праздник 1-го(14) октября. Приход открыт в 1858 году, а сама церковь только в 1862 г. (по данным А.Е.Андреевского). Церковь была каменная, однопрестольная и одноприходская. Уже в 1860 г. в церковь перевели один штат служителей из Троицкой церкви. Покровская церковь имела 33 десятины удобной пахотной земли, которую ей отвели от Троицкой церкви и находилась он в 3 верстах от храма. Имелась и 1 дес. земли усадебной. Рагоза построил богадельню и каменные дома для церковного притца. Самый большой из них, для священника, был общей площадью 102 кв. м. Свои дома имелись и у дьякона с псаломщиком. Эти дома и сейчас сохранились

В 1859 к Покровской церкви приписали 165 дворов паствы. В 1876 году за церковью числится 1268 прихожан. В приход входило село Арженка, д.Дубровка(конец Пролетарской), а позже хутор Крюченкова, д.Платоновка и Вановские дворики. Покровская церковь являлась приписной при Дмитриевщинской церкви. В храме служил священник 2 разряда Петр Михайлович Гавриловский, с 1865 г. (его отец Михаил Николаевич был настоятелем как раз Дмитриевщинской церкви).

Церковным старостой с 1873 г. стал «тамбовский купец» Тихон Асеев. В последующем он и его потомки постоянно заботились о данной церкви - жертвовали деньги, осуществляли ремонт. У церкви располагалось кладбище дворян, уважаемых людей, меценатов и сельских «святых». Улица, на которой располагался храм, называлась Церковной.

В 1911 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика Церковная земля давала 200 руб. годового дохода, братский годовой доход составлял 800 руб. Церковный капитал 1000 руб. Священник получал казенное пособие 55 руб. 95 коп. в год. При церкви имелось церковно-приходское попечительство и опись церковного имущества. Метрические книги сохранялись с 1859 г.

В начале 20-го века при церкви открыли церковно-приходскую одноклассную смешанную школу (строилась на средства Асеева). В 1913 году в школе преподавал законоучитель свящ. Василий Михайлович Певницкий, и учительница Александра Афанасьевна Филонина. Законоучитель получал по 40 коп. за урок.

Из обозрения Покровской церкви в 1909 г. преосвященным Григорий, епископом Козловский, викарий Тамбовской епархии: «Церковь с. Арженка, очень хорошая, в порядке; хор, содержимый фабрикантом Асеевым, очень хороший. Народ в церкви вел себя шумно и малоблагообразно. Священник жалуется, что совсем не ходят в церковь люди, отвлекаемые работой на фабрике. Из беседы с фабрикантом Асеевым узнаем, что работы прекращаются в 6 ч. утра в воскресенье и начинаются в 6 час. утра в понедельник. Я просил его отпустить народ в субботу в 5 час. вечера, но он не соглашается, находя это для себя убыточным и по закону не обязательным. Школа очень тесна и успехи слабы. Господин Асеев обещал школу расширить».

В 1925 г. Покровскую церковь на несколько лет с подачи местной власти захватывают обновленцы. Православные христиане к 1927 году в Рассказово церквей не имеют и молятся в селах Н-Спасском и В-Спасском. В конце 1920-х г. церковь признают негодной к эксплуатации и закрывают. В 1927 году у Церковного совета Арженской церкви отбирают также и церковные хозяйственные постройки (церковную сторожку.)

Верующими неоднократно подаются прошения об открытии храма (например в 1936 году), но власти на них не реагируют. К 30-м годам со звонницы церкви, несмотря на протесты, просьбы и слезы верующих, при огромном стечении народа сбрасывают и снимают колокола. В 1937 году церковь разбирают, используя строительный материал для возведения других зданий (в том числе 5-й школы). Сейчас на месте церкви и церковного кладбища, на углу ул.Комитетской и Коммунальной находятся огороды, жилые дома и магазин. Часть бывшей церковной территории обнесена металлическим забором.

Могильные плиты и памятники местные растащили для своих нужд. Один из памятников со сбитой надписью стоит на нынешнем Арженском кладбище, на могиле умерших от ран участников Великой Отечественной войны.

В Рассказове сложилась какая-то странная традиция: сбивать надписи со старых памятников и ставить их заново. Так произошло с памятником погибшим в годы гражданской войны на ул.Братской, памятником летчику Клещеву и умершим от ран бойцам в годы Великой Отечественной войны на Центральном кладбище. Во всем этом чувствуется исключительной неуважение и пренебрежение памятью умерших людей (как ранее похороненных под этими памятниками, так и в последующие годы) со стороны Советской власти.

Жители вспоминают и рассказывают о красоте стоявших памятников, например в виде раскрытого Евангелия. Также описывают памятник врачу А.И.Петэну из красного камня. После революции некоторые могилы разрыли мародеры – так с тела Петэна сняли одежду и часы.

Однако основная часть могил по воспоминаниям старожилов так и осталась под жилыми дворами нетронутая. Местные бабушки еще говорят, что первые поселившиеся на месте церкви люди вскоре продали свой дом, так как утверждали, что по ночам им мешают спать голоса покойников.

Некоторое время назад владельцы магазина при подводе к своему дому коммуникаций обнаружили два склепа с погребенными телами. Об этом они рассказали одному из прежних настоятелей Рассказовской церкви. Но никаких мер по перезахоронению предпринято не было. Тогда жители закопали склепы и разбили на этом месте клумбу с цветами. Они и сейчас готовы отдать тела нашей церкви. В их дворе постоянно оседает земля, а из-за множества камней, находящихся в земле невозможно возделывать почву.


Екатерининская домовая (приютская) церковь.

К концу 19 века Покровская церковь не вмещала всех верующих. Тогда братья М.В. и В.Т.Асеевы в построенном ими в с.Арженка детском приюте и больнице открывают в 1892 году домовую церковь св.Екатерины. Церковь располагалась в левом крыле здания приюта и предназначалась для детей и персонала приюта и фабричной школы, пациентов больницы и стариков из богадельни. Своего отдельного прихода церковь не имела и сама относилась к приходу Покровской церкви.

24 мая 1923 Рассказовский волисполком обращается с ходатайством в Тамбовский уездисполком о закрытии церкви под предлогом ее крайне вредного влияния на воспитанников детского дома и отсутствия надобности в данной церкви у верующих. Уездисполком 26 июля 1923 удовлетворяет данное ходатайство, а президиум Тамбовского губисполкома 18.09.1923 г. утверждает решение о ликвидации церкви. Главой комиссии по ликвидации церкви назначают от УОУ тов.Никитина - председателя Рассказовского Волисполкома, а также по одному представителю от РКИ и Губсобеса.

В церкви разбирают алтарь, вывозят иконы, сбивают и закрашивают росписи на стенах. Помещение используют как актовый зал, а потом при открытии в данном здании больницы переоборудуют в столовую. В начале 90-х больницу закрывают и здание оказывается заброшенным. В 2004 помещение церкви отдают верующим, ремонтируют и заново освящают. При ремонте церкви, например, было установлено что кирпичи из ее дымоходов были изготовлены в городе Тамбове на изразцовом завод Короткова Михаила Петровича (Успенская пл.).


Приложения:


Закрытие Дмитриевской церкви с подачи обновленцев
27 октября 1926 г. В Тамбовский Губисполком
Группы верующих села Рассказова обновленческого течения
Заявление.

Вновь сформировавшаяся в селе Рассказове группа верующих обновленческого течения, прилагая на обороте сего список членов группы в количестве 25 человек, просит ГИК передать, по договору, старый Дмитриевский храм села Рассказова, с церковным имуществом сего храма по описи, в пользование означенной религиозной группы 20-ки, для богослужебных целей; Причем, ввиду ветхости Дмитриевского храма, группа верующих просит ГИК предварительно обследовать, через особую Комиссию, степень пригодности храма в настоящем его виде, для исполнения в нем культовых потребностей. Только при этом условии, т.е. в случае пригодности храма в настоящем его виде, группа может взять его в свое культовое пользование и под свою ответственность. В противном же случае, т. е. если, по заключению Комиссии, храм окажется непригодным и требующим капитального ремонта, то ввиду непосильности сего ремонта, группа отказывается от храма и просит настоящее заявление оставить без последствий.

Председатель группы П. Шерстеникин. Секретарь Г. Аристов.

1 декабря 1926 г.


Выписка из протокола 181

заседания Президиума Тамбовского Губернского Исполнительного Комитета Совета

Рабочих, крестьянских и Красноармейских депутатов.


Слушали:
Параграф 13. Представление Губадмотдела от 29ноября за 3001 о необходимости закрытия Дмитриевской церкви в с. Рассказове, так как по акту осмотра этой церкви, произведенного Специальной Комиссией, констатируется, что здание церкви пришло в негодность и угрожает опасностью обвала, при каковых условиях дальнейшее использование этого помещения для молитвенных собраний к совершению религиозных обрядов невозможно.

Постановили:
Согласиться с представлением ГАО и Дмитриевскую церковь села Рассказова закрыть до производства капитального ремонта и устранения дефектов в состоянии здания, зафиксированных в акте Комиссии 26 ноября.

2. Поручить ГАО объяснить верующим с. Рассказова причины закрытия этой церкви.
Док. тов. Лаубе.


Закрытие церквей

28 августа 1929 г.Протокол 7

от Окрпрокурора Нечин, ОАО - Франкин.


Жалоба группы верующих г. Рассказово староцерковников на неправильное распределение молитвенных зданий в г. Рассказово.

В г. Рассказово имеется 4 церкви: ввиду обвала купола закрыта Иоанно-Богословская приняла Григорианское течение (ВВЦС), Дмитриевская и Покровская - обновленческие....
Верующие, принадлежащие к обновленцам - 4000, к григорианцам - 3000, тихоновцы - 1500 чел.

В 5-ти верстовом радиусе имеются церкви тихоновского течения в с. Ниж. Спасском и в с. Верх. Спасском.

Дмитриевский храм ввиду ветхости закрыт местной властью на ремонт. Лица, подписавшие жалобу, до закрытия храма принадлежали к григорианцам, а после закрытия изменили течение (тихоновцы) и хотят захватить храм, но григорианцы это им не позволяют. Спор относительно использования боковых ворот, ограды и колокольни между григорианцами и обновленцами, но был разрешен.

Группа верующих намеревается организовать общину тихоновцев, о чем было подано заявление в Рик, чего им не было разрешено ввиду того, что в г. Рассказове молитвенных домов нет.

В ходатайстве отказать.


Прошение об открытии храма

24 марта 1927 г.

В Окружной Епархиальный Совет 8-го Тамбовского Округа от Группы верующих Староцерковцев Дмитриевского храма города Рассказова

Заявление.
Просим Вас возбудить ходатайство перед кем найдете необходимым об утверждении нашего списка двадцатки и пере(?) закрытого нашего храма Старо-Дмитриевского храма по договору на.... Время великого поста половино уже прошла, мы лишены возможности исполнять свои религиозные потребности.

Шубин М.М. у которого сейчас ключи от нашего храма является лицом со своей двадцаткой нелегальными Староцерковникам с которым ничего общего мы иметь не хотим. А наша группа приняла легализацию поведением Временного Высшего Церковного Совета и выявила себя вполне Лояльной по Отношению к Соввласти, а посему и просим Вас помочь нам походатайствовать перед Нашей законной власти и дать нашей группе возможность быть в молитвенном общении в своем храме, который принадлежал нам в течении 27 лет. К сему подписуемся гр. Города Рассказова.

Подписи.
Верующие г. Рассказова


31 января 1927 г. В Тамбовский Уездный Адм. Отдел

Группы Верующих Дмитриевского храма г. Рассказова

Заявление.
Из уведомления Тамбовского УАО от 27/I с/г. за 5563 Группа Верующих узнала о расторжении договора с двадцаткой и вторичного постановления о закрытии нашего храма. Из того же постановления видно, что церковь и церковное имущество может быть передано новой двадцатке более лояльной по отношению к Соввласти. На основании вышеизложенного при сем прилагается список лиц новой двадцатки, вполне лояльной, которой просим немедленно по договору передать Церковь и ее имущество.

Подписи неразб.

Прошение об открытии храма (продолжение)

9 марта 1927 г.

Выписка из протокола № 33 заседания Президиума Тамбовского Губернского Исполнительного Комитета Советов Раб., Крест. и Красн. Депутатов.

Слушали:
Параграф 15. Представление ГАО от 1 марта за № 7515, с ходатайством староцерковников Дмитриевской церкви города Рассказова из числа 20-ки, с которой договор расторгнут, об оставлении Указанной церкви в пользовании этой 20-ки.

(Вн. тов. Студенецким)

Постановили:
Передачу Дмитриевской церкви новой двадцатке староцерковников признать правильной, а ходатайство первой 20-тки, с которой договор расторгнут отклонить.
ГАТО Ф. Р-425. Оп. 1. Д. 192. Л. 82


Апреля 1927 г.


ВВЦС
РПЦ
благочиннический
[...] 8-го Тамбовского округа № 2.

В Тамбовский уездный Оперативный Отдел

Заявление.
Отношением У. адм. Отдела, от 30 марта с/г за № 8490 предложено новой двадцатке Старо-Дмитриевской церкви г. Рассказова, принятой в ведение Высшего Церковного Совета, подписать договор с двадцаткой, организованной гражд. М.М. Шубиным.

Считаем долгом заявить, что двадцатка Шубина, по своему составу обновленческая и никоим образом не может быть соединена с новой двадцаткой, находящейся под ведением Высшего Церковного Совета, платформа которого не допускает никакого общения с обновленческим течением.

Кроме того, верующие староцерковцы, в течение двух месяцев со времени передачи храма обновленческой двадцатке, лишены удовлетворять свои религиозные потребности и не желают с обновленцами никакого слияния.

Вследствие этого в означенный двухмесячный срок храм закрыт и служба в нем не производится, а двадцатка Шубина не нуждается в нем, удовлетворяясь имеющимся у нее обновленческим Иоанно-Богословским храмом. Отсюда создается положение, что Дмитриевский храм пользуется в своих интересах только двадцатка Шубина, а не староцерковническое большинство.

На основании вышеизложенного просим расторгнуть договор с двадцаткой организованной Шубиным и передать храм новой двадцатке, находящейся в ведении Высшего Церковного Совета.
Председатель Благочинный свящ. Вл. Магницкий.
ГАТО Ф. Р-425. Оп. 1. Д. 192. Л. 88


12 апреля 1927 г.

Рассказовскому волисполкому.

В дополнение телефонограммы своей от 5-го февраля с/г за № 6037 о передаче инициативной группе верующих Дмитриевского храма в с. Рассказове и подтверждая свое отношение от 30 марта с/г за № 8490 о допущении к дополнительной подписи договора 25 человек, Административный Отдел Уисполкома разъясняет, что так как первая группа считалась инициативной, то ключи от храма для пользования таковым передайте второй группе, как сформированной уже Двадцатке а первая же группа, как подписавшая договор может остаться членами Двадцатки, а при нежелании могут подать заявление о выходе из таковой.

Оформленный договор, как первоначально с инициативной группой, а так равно и позднее допущенной группой перезаключению во всяком случае не подлежит.
Начальник Административного Отдела Тамбовского Уисполкома -
Начальник Милиции уезда Сковородников.
Начальник Общего п/о Пушкин.
ГАТО Ф. Р-425. Оп. 1. Д. 192. Л. 89


Протоколы Тамбовской церковной комиссии

Фрагмент протокола № 4 заседания церковной комиссии при Тамбовском Окрисполкоме от 8-го мая 1929 года.

Присутствовали: члены комиссии: ОИКа - т. Иванов, ОкрОГПУ - т. Чесноков, Прокуратуры - т. Нечин, представитель от СБ ( "Союз безбожников" - сост.) - Глушков, ОКРОНО - т. Киселев.
Слушали:
п. 6. Заявление члена церковной комиссии по поводу закрытия в гор. Рассказове Мальщинской церкви.

Постановили:
Предложить Рассказовскому Горсовету создать комиссию для технического осмотра означенной церкви на предмет определения ее к дальнейшей пригодности и о результатах сообщить ОИКу.

Председатель комиссии подпись


Протокол заседания церковной комиссии.

8 мая 1929 г.

От ОИКа Иванов, Окр. ОГПУ Чесноков, от СБ Глушков, ОкрОНО Киселев.
По поводу закрытия в г. Рассказово Мальщинской церкви - создать комиссию для механического осмотра означенной церкви.


Захват обновленцами храма в селе Арженке

19 сентября 1925 г. В административный Отдел Губисполкома

членов церковно-приходского Совета Покровской церкви

села Арженки Тамбовского уезда

Заявление.
Ввиду нестроения церковной жизни в нашем селе по причине полной неавторитетности при нашей церкви священника Заварнахина, при котором до сих пор не могут выполнить распоряжение Власти о регистрации "двадцатки" и который до сего времени не утвержден Тамбовским Епархиальным Управлением, просим адмотдел выдать нам разрешение на общее собрание прихожан нашего храма на предмет выбора священнослужителя кандидатом коего является давно нами желаемый свящ. С. Милютин из села Рассказова. Собрание просим разрешить на 13 с/сентября.

Настоятель Покровской церкви с. Арженка Тамбовского уезда


26 апреля 1925 г.

В Тамбовский Уисполком.

По собранным мною точным сведениям при Покровской церкви села Арженки, Рассказовской волости, ни религиозной общины, ни группы (двадцатки) не существует, а потому мною, на основании постановления НКЮ от 24 августа 1918 года (Сбор. Указ. 62 ст. 685 парагр. 6) о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и разъяснения данного мне лично секретарем УИКа, представлен в Рассказовский ВИК в трех экземплярах список лиц в количестве 26 человек, изъявивших желание получить в свое пользование Арженский храм с его имуществом для удовлетворения религиозных потребностей населения, на предмет заключения договора с указанными лицами.
21 апреля с. г. за 5545 ВИК весь указанный материал возвратил с предложением направить его в УИК для регистрации.

Сообщая о сем и препровождая при сем отношение Рассказовского ВИКа от 21/IV - с. г. за 5545 с приложением к нему (заявление в трех экземплярах и два списка в 3-х экземплярах), прошу УИК зарегистрировать упомянутую религиозную группу и предписать Рассказовскому ВИКу заключить договор с этой группой на пользование Арженским храмом с его имуществом.

Приложения: Упомянутое.

Настоятель: Священник Сергий Заварнахин.



18 мая 1925 г.

В Губполитуправление.

Препровождая при сем список гр-н верующих Покровской церкви села Арженки, Рассказовской волости, желающих принять по договору церковное имущество, Управление Умилиции просит проверить список в смысле участия кого-либо в бандитизме и вообще в политической благонадежнсти, сделав в списке надлежащую отметку, после чего всю переписку вместе с Вашим заключением возвратить в Умилицию.

п/п. Вр. Начумилиции Бурашников.


Заседания церковной комиссии

Секретно.Протокол 11

заседания Церковной Комиссии при Губисполкоме 17 октября 1927 года.
Участвовали: Председатель Комиссии - член Президиума ГИК тов. Студенецкий.
члены Комиссии: Начальник ГАО тов. Лаубе, Нач. Адм. п/о ГАО тов. Емельянцев, Зам. Нач. ГООГПУ тов. Зедин, Зав. ГОНО тов. Кветчевский и Зам. Губпрокурора тов. Набоков.
Председатель - тов. СтуденецкийСекретарь - тов. Охотин.

Слушали:.
6. Жалобу церковного совета Арженской церкви г. Рассказова на отборание Горсоветом церковной сторожки.

Постановили:
6. Жалобу церковного совета отклонить.

Председатель Студенецкий Секретарь Охотин

копия послана в Губком ВКП(б) 20/10 27г.


Дело по обвинению А.Е. Мещерякова

Обвинительное заключение

По делу ... по обвинению дъякона Мещерякова Алексея Евдокимовича, в преступлении, предусмотренном пунктом 10 ст. 58 УК.

Мещеряков Алексей Евдокимович состоял дьяконом Арженской церкви, находящейся в рабочем районе города Рассказова, систематически ведет среди населения агитацию против сов. власти и ее мероприятий, доказывая о том, чтобы в советы выбирали беспартийных, партийцев призывал упорно бойкотировать, ибо от них никакой жизни не будет, а еще лучше было бы не ходить вовсе на перевыборные собрания, так как там уже заранее намечены коммунисты, а вы (обращаясь к присутствующим гражданам) явитесь только для ширмы; 25 августа с/г. около церкви в ограде собрал до 30 человек и агитировал о том, что соввласть из рабочих и крестьян делает просвященного раба, что выпускаемый 3-й Заем Индустриализации - это денной грабеж, путем насилия выжимают и призывал неподписываться на таковой. В сентябре месяце с/г. будучи в саду бывший Сатина в присутствии 6 человек и в этом де мес. в ограде ок. церкви среди крестьян призвал последних, чтобы весь хлеб прятать, а не вывозить соввласти, ибо последняя любит брать и ничего не давать, нужно заниматься другим делом, а не посевом, пусть им занимается тот, кто обирает хлеб, ведь это безобразие - власть грабит, скорей бы всех грабила и тогда лучше бы было, может, что-нибудь получилось бы (надо полагать переворот), уговаривал уполномоченного земельного общества о том, чтобы наложенный хлеб распределить поровну на всех граждан, чтобы не делать зла, потому что в случае переворота не будешь отвечать и при том - власти все равно не угодишь, весь хлеб забирается и направляется за границу для расплаты царских долгов, по указанию Ленина, который оставил записку об обязательстве вывоза хлеба.

Опрошенные по настоящему делу в качестве свидетелей священник церкви города Рассказова - Зуборев Василий Иванович, районный статист Ильин Николай Васильевич и счетовод Дмитриевской церкви Толстых Федор Васильевич вышеописанные действия антисоветской агитации Мещерякова полностью подтверждают.

Привлеченный в качестве обвиняемого Мещеряков Василий Иванович в своем показании виновным себя не признал и на все заданные ему вопросы ответил - не помню, таких разговоров не вел, никогда никого не собирал и т. д.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание свидетельские показания, считаю, что состав преступления предусмотренное пунктом 10 ст. 58 УК обвиняемому Мещерякову Алексею Евдокимовичу, 1876 года рожд., происходящий из крестьян села Малой Талинки, Рассказовского района, Тамбовского округа, женатый, имеющий 7 человек детей, образование - окончил церковно-приходскую школу и специальные четыре курса музыки, беспартийный, не судим, лишен избирательных прав, по национальности русский, гражданства СССР, до революции служил регентом у бывшего фабриканта Асеева и имел до 35 десятин дарственной земли и дом, в данное время имущества не имеет, служит дьяконом Арженской церкви, вполне доказанным и следствие по данному делу законченным, а потому ПОСТАНОВИЛ: настоящее дело направить в коллегию ПП ОГПУ по ЦЧО для внесудебного разьирательства, перечислив с сего числа за ПП ОГПУ по ЦЧО обвиняемого Мещерякова А.Е., содержащегося в Тамбовском Исправтруддоме с 27 ноября 1929 года. Вещественные доказательства по делу не имеются.

Обвинительное заключение 5/XII-29 г. составили:

Врид. Ст. Уполномочен. II группы Максаков.

"Согласен" Ст. Уполн. I гр. Зеленский.

"Утверждаю" Нач. Тамбокротдела огпу и ОО 10-й К/Д Виксон.


Срочно.
Тамбовский ИТД

Копия: ОКР Прокурору

Содержащегося в заключении Мещерякова Алексея Евдокимовича, как осужденного постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ от 26/XII-29 г. к высылке в Северный край сроком на Три года, считая срок с 27/XII-29 года, просьба с первым отходящим этапом направить в распоряжение ПП ОГПУ Северного Края, - гор. Архангельск.

Переписка с секретарем пред. ВЦИК по вопросам религиозного культа

29 октября 1928 г. Протокол заседания церковной комиссии при Окрисполкоме

АПО - Иванов, Антипов, зав. ОкрОНО - Бочарников.

ОГПУ Лужков, ОкрАО - Жеребцов.

Прокуратуры - Нечин.

Заявление церковного совета Покровской церкви г.Рассказова о передаче бывшего церковного дома для сторожки.

Отказать.

О закрытии церкви Асеевского приюта

Фрагмент протокола № 113

Заседания Президиума Тамбовского уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов.

Присутствовали: т. т. Гудков, Кузьмищев и Манухин.

Председательствовал Гудков.Секретарь Кузьмищев.

Слушали:
7. Выписку из протокола 126 заседания Президиума Губисполкома от 18/IX с/г о закрытии церкви в помещении бывшего приюта гр.Асеева в селе Рассказове.

Постановили:
7. Принять к сведению и образовать Комиссию для окончательной ликвидации сказанной церкви в составе: от УОУ тов.Никитина - председателя Рассказовского Волисполкома, от РКИ и Губсобеса по одному представителю.

Председатель Гудков.Секретарь Кузьмищев.


Закрытие домовой церкви в детском приюте

26.07.1923

Фрагмент протокола № 90

Заседания Президиума Тамбовского уездного Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов.

Присутствовали: т. т. Гудков и Манухин.

Председательствовал Гудков. Секретарь Манухин.

Слушали:
4. Ходатайство Рассказовского волисполкома от 24 мая 3813 с заключением Унаробраза и Губотдела Управления 6282 о необходимости закрытия домашней церкви в помещении бывшего приюта - своевременно национализированного в селе Рассказове ранее принадлежащего гражданину Асееву - (так называемая приютская церковь), где в настоящее время находится детский дом.

Принимая во внимание, что названная церковь подходит под действие постановления Наркомпроса от 22 августа 1918 года и подлежит ликвидации, тем более верующие этого района в ней никакой надобности не имеют, а также и по договору во владение им не передавалась и как существующая в одном помещении с учебно-просветительным учреждением, что крайне вредно отражается на воспитании детей.

Постановили:
4. 1) Руководствуясь циркуяром ГОУ от 25 мая сего года 4559/44, домовую церковь при детском доме в селе Рассказове - ЛИКВИДИРОВАТЬ, передав здание в ведение Рассказовского Волисполкома для использования под культурно-просветительные цели через Укомхоз. 2) Настоящее постановление провести в жизнь по санкционировании Президиумом Губисполкома через Губотдел Управления.

Председатель Гудков.Секретарь В. Манухин.


Закрытие монастыря и церкви

31 июля 1925 г.

В Административный Отдел Губисполкома п/о Общий.

В дополнению к отношению своему от 18. VII. с/г. за 11007, Управление милиции доносит, что по уезду за время с 1918 г. по настоящее время было закрыто: Сухотинский монастырь в селе Сухотинки, Коптевской волости, ныне занимаемый колонией Губсобеса и домовая церковь при бывшем приюте Арженской суконной фабрики в селе Арженке, Рассказовской волости. Обществ и групп православного культа автокефальных, имеющих склонность к обновленчеству имеется только одна в Новосельцевской волости. Что же касается сведений по п. 3 предписания Вашего от 23/ V с/г. за 7584, то таковые даны Вам отношением нашим от 16/VI с/г. за 9226.

Врид. Начумилиции Бурашников.

Врид. Зав. Канцелярией Насонов.

Делоппроизводитель Иванов.


"Изъятие церковных ценностей в Рассказово"

22 апреля Рассказовская комиссия по изъятию драгоценностей из церквей приступила к изъятию. Собрано серебра в Рассказовской церкви 1 пуд 1 фунт 83 зол., в Троицкой церкви 12 ф. 4 зол., при фабрике Асеева - 2 фунта, в Арженской 13 фун. 38 зол. Итого 1 пуд 30 фун. 29 зол.

Д. Шмелев

"Тамбовская правда", 17 мая 1922 г.

(Именно после этого изъятия бы осужден выше упомянутый священник Троицкой церкви Иоанн Попов, за укрывательство креста).


Андрей Литовский