haber haber haber haber haber

Статьи

Вернуться ли осетры?

(прогулка на 300 лет)


Что еще может рассказать об истории населенного пункта кроме старых архивных документов, газет, журналов и книг? Ни что иное как самые обычные названия улиц и переулков. Конечно только не сегодняшние, названные в честь сомнительных героев гражданской войны, революционеров, не имевших к Рассказово никакого отношения, советских памятных дат, партийных съездов и прочих «комитетов» и «коммуналок», а те которые возникали сами по себе во время развития и становления поселения. Давайте вместе прогуляемся по улочкам нашего города, начав с далекого 1698 года, когда на берегу Лесного Тамбова, у самого устья реки Арженки срубил свою избу Степан Рассказ и его многочисленные товарищи и родственники.

Но сначала, пожалуй, выясним, а действительно ли Рассказ поселился в наших краях в 1698 году и откуда вообще взялась эта цифра? В номере 34 «Известий Тамбовской Ученой Архивной Комиссии» за 1892 год опубликована старинная грамота, датированная 1703 годом, в которой нескольким жителям (Бердину, Мурзину, Левочкину и др.) деревни Лесной Тамбов дозволяется пользоваться землями, ранее пожалованными Степану Рассказу наравне с ним. И самое интересное, что в этом документе дается краткий пересказ более ранней грамоты, в которой Степану Андреевичу жалуются обширные земли и разрешается основать поселение.

Из этой грамоты мы узнаем, что еще до основания деревни Рассказу были пожалованы в нашем крае ухожьи, где он собирал мед, воск, смолу, косил сено, ловил зверей и т.д. (к сожалению ни прошения ни разрешения на пользование этими землями пока не обнаружено). Земли приносили хороший доход, но вот распоряжаться ими в полную силу было невозможно. Степан не мог ни поля засеять, ни скотину развести, ни амбары-мельницы-хлева справить. Ничего этого не дозволялось, можно было распоряжаться лишь тем, что дает сама природа. Да и жилось очень неудобно. Долгие месяцы приходилось проводить во времянке-зимнице за сто верст от своей семьи – избу-то срубить и жену с детьми перевезти также было нельзя.

Конечно, Рассказа это не устраивало и он обратился с челобитьем к царю, на разрешение ему поселиться и получить обширные угодья в пустопорожних землях за Ценским лесом. Вскоре последовал и положительный ответ – грамота государя, отводившая крестьянину земли и разрешавшая основать селение. И грамота эта была прислана в Тамбов в 6205 году от Сотворения Мира. А вот здесь надо внимательно глянуть какому году на современный лад соответствует тот самый 6205 год. В то время Новый год наступал не как сейчас 1-го января, а 1-го сентября, то есть 6205 год начался 1 сентября 1696 года и закончился 1 сентября 1697 года. Таким образом разрешение на основание нашего Рассказово царь утвердил в период 1696-97 годов, а не как ни в 1698!!!

К сожалению точной даты в кратком пересказе старой грамоты нет. Возможно ее не было там изначально, а может ее просто не перевели со старорусского письма при перепечатывании в журнале архивной комиссии. В любом случае нужно искать в архиве подлинник этой грамоты, а главное само челобитье к царю Степана Рассказа и ту самую грамоту об основании селения от 6205 года, где указано и число и месяц его рождения.

Так все-таки в каком году родился наш город, в 1696 или 1697? Попробуем для начала порассуждать. Вряд у Степана Рассказа было время летом-осенью 1696 года писать письма царю. Некогда крестьянину в это время такими вещами заниматься – других хозяйственных дел полно. А вот зимой, пожалуйста – времени на подобную переписку хоть отбавляй. Так что грамота государя почти наверняка пришла в Тамбов к весне-лету 1697 года.

Рассуждения-рассуждениями, но все же одна точная дата в документе имеется. После постройки деревни крестьянам на пять лет давались льготы на выплаты различных налогов и податей. Оно и понятно – прежде чем что-то выплачивать, надо сначала хозяйство на ноги поставить. Так вот эти льготы были дадены с «1 сентября 206 года, по 1 сентября 211 года», а именно с 1 сентября 1697 года по 1 сентября 1702. Новый, 206 (или 6206) год наступал ведь именно 1 сентября. Таким образом, в сентябре 1697 года наше Рассказово уже стояло и 11 сентября 1697 года можно считать временным днем рождением города, пока не найдена подлинная царская грамота. Почему 11 сентября? Да потому что в 17-м веке разница между старым и новым календарным стилем соответствовала десяти дням.

Здесь еще небезынтересно вспомнить, что престольным праздником нашего города является день Апостола Иоанна Богослова, который отмечается как раз в сентябре. Уж не потому ли он стал в Рассказово престольным, что в это время как раз и поставили деревню? Или может все пошло от предыдущего «майского» Богослова, когда Степан Рассказ получил из Москвы Государеву грамоту? Возможно, когда-нибудь мы и это узнаем.

Но если Рассказово появилось в 1697 году, почему везде пишут про 1698-й? Здесь произошла обычная ошибка из-за невнимательности первых исследователей, которые подробной историей нашего города не занимались и проставили дату на скорую руку. «Селению дали льготы в 206 году, а 206 год у нас это 1698 год. Ага, значит Рассказово основано в 1698 году и точка». Вот только забыли краеведы, что треть 206 года, начинавшегося 1 сентября, приходится на 1697 год и банально «округлили» цифру в большую сторону. Ну а дальше стало происходить то же, что и всегда - все последующие историки просто переписывали дату основания из предыдущих работ, даже не удосужившись ее на всякий случай проверить.

Кстати в этой грамоте упоминается и еще одно интересное название «Стюденый кор» или «Студеный куст». Судя по описанию других близлежащих географических точек и направлений: «Пандинская дорога» - дорога на речку Панда, на которой сейчас стоит село Осиновка и Курдюки; «река Пичисура» - река Пичер, фрагмент р. Лесной Тамбов, протекающий в с.Пичер; «река Кензярь» - р.Б.Кензарь в д.Надеждино; некий курган, рядом с урочищами у Стюденого куста – речь идет о нашем современном урочище Бездушный куст. Но, это конечно, тема для отдельного исследования.

Получив обширную землю, первые избы Степан Рассказ с другими новопоселенцами, крестьянами сел Куликово и Морша, поставил между реками Л.Тамбов и Арженка, в районе Арженского устья. На это также есть прямое указание, как в вышеупомянутой грамоте, где земли Рассказу пожалованы «….вниз по Танбову до Арженского устья», так и многих других грамотах и документах. Сначала в новом поселении, естественно, никаких улиц, вернее порядков (порядок название гораздо более широкое, чем улица. Это своеобразный мини район, включающий в себя насколько улочек и переулков) еще не было — деревню, вытянувшийся вдоль берега ряд домов, назвали по имени реки Лесным Тамбовом. Однако, на благодатные Рассказовские земли с жирным черноземом, густым лесом, плодородными заливными лугами и полноводной реку сразу потянулись переселенцы, жившие порой за сотни верст от наших мест. И вот уже параллельно реке, позади первых домов строятся новые порядки. Теперь уже и сами жители начинают их называть по-разному — тот что ближе к реке Нижне-Тамбовский порядок (или позже улица), тот что выше — Верхне-Тамбовский. Теперь это улицы Кремлевская и Тамбовская.

Дальше-больше берег Лесного Тамбова и особенно Арженки заселяются все новыми и новыми поселенцами, строятся новые порядки, а старые становятся все теснее из-за вновь построенных домов. Не прошло и десяти лет как уже и по обоим берегам Дунайчика, вдоль старой Казачьей (Хоперской) дороги ставятся избы. У этой же дороги открывается первая местная администрации — управительство по делам казенных крестьян (Рассказовцы были людьми свободными и принадлежали дворцовому ведомству). Так как по Казачьей дороге в южные края Тамбовщины, на Ворону и Хопер возилась почта и царские грамоты в Рассказове эту дорогу, а вместе с ней и улицу начинают называть Почтовой.

Но все-таки главной Рассказовской дорогой является почтовый Пензенско-Саратовский тракт, проходивший на месте нынешних улиц Советской, Пушкина и Пролетарской. Он возник на месте древней Засечной черты, своеобразной границы Московского государства до 17-го века, вдоль которой посылались специальные воинские разъезды, отбивавшие набеги различный кочевников и разбойников. Вдоль этой дороги стояли специальные засеки, небольшие деревянные укрепления, в которых можно было переночевать и некоторое время держать оборону. Без сомнения располагалась такая засека и за Ценским лесом, охраняя переправы через реку Арженка — в Рассказово до сих пор находят старинные пушечные и мортирные ядра.

Упомянутый Пензенский тракт назывался Большой дорогой или просто — Большак. В начале 17-го века вдоль Большой дороги вырастает новый порядок, так и назвавшийся Большим Порядком, а на перекрестке Большой и Казачьей дорог в период 1714-19 годов строится церковь Иоанна-Богослова, чтобы не только Рассказовцы, но и любые проезжающие могли помолиться. Здесь надо вспомнить еще пару старых улиц, появившихся в первые годы основания села.

Одна из них это улица Проневщина, расположившаяся прямо у берега Лесного Тамбова. В начале 17-го века переселенцы из Ряжского уезда будущей Рязанской губернии облюбовали часть Нижне-Тамбовского порядка у самой воды, а так как большинство из них приехало с берегов Реки Прони, то и их участок улицы стали называть Проневщиной (в конце 18-го века в Рязанской губернии создали Пронский уезд, с центром в г.Пронске). Сегодня это ул.Кирова, причем Проневщиной в то время была не вся нынешняя улица, а лишь ее участок от моста через реку Лесной Тамбов у ул.Аптекарской, до устья реки Арженки. Фактически новые переселенцы заняли часть порядка на котором впервые поселился Степан Рассказ.

Другая старинная улица со странным названием это Дворянщина (ныне улицы Гражданские). Казалось бы, что тут странного, раз Дворянщина, значит на ней жили дворяне. Но позвольте, как это дворяне, вместо того чтобы поставить свои усадьбы на обширных участках земли втиснулись на небольшой пятачок между ручьем Дунайчиком и крестьянским порядком вдоль Большой дороги? Что за дворяне там жили, где их усадьбы или хотя бы развалины, где легенды и рассказы о них? Нет абсолютно ничего. Никаких дворян искать не стоит, улица получила такое название так как была построена просто на ДВОРАХ жителей Большого порядка — вот отсюда и получилось казалось бы «благородное» название Дворянщина, хотя в то время оно носило несколько ироничный характер.

Несколькими абзацами выше мы упомянули мост через Лесной Тамбов. Куда он вел в 17-м веке? Перейдем по нему и посмотрим. Левый берег реки начал заселяться одновременно с правым, вот только земли там жаловали не казенным крестьянам, а служилым людям – однодворцам и другим мелким дворянам-помещикам. Авдеев, Курилов, Киселев, Миронов, Иванов, Емельянов, Толстов, Анфимов, Маслов и другие – вот имена первых владельцев левобережных земель. Так как эти люди являлись помещиками им принадлежало определенно число крепостных душ, которых они селили на отведенных землях. Таким образом наша Мальщина изначально была закрепощенной.

Селили владельцы своих крестьян отчужденно, на больших расстояниях друг от друга. Но шло время, помещики приобретали и переводили новых крестьян, продавали свои имения другим землевладельцам. В результате этого появлялись все новые и новые дворы и поселения, еще недавно бывшие хуторами, превращались в небольшие деревни. Деревни не могут быть без названия, а так как они все относились к приходу Рассказовской Иоанно-Богословской их так и прозвали Богословками (кстати, и Рассказово некоторое время после постройки церкви именовалось Богословским, но название не прижилось и быстро забылось). А чтобы не возникла путаница, Богословки называли по размеру Большими и Малыми, или по фамилии владельца: Богословка Авдеева, Маслова или Курилова.

Досталось Богословкам от Рассказово и имя Лесной Тамбов – в некоторых документах часть Богословок, называют деревнями Лесной Тамбов (эта тенденция сохранилась и в будущем – после постройки церкви в 1824 г. в одной из Больших Богословок, она именуется село Б.Богословка, Рассказово тож), как, например, д.Малую Богословку – Куриловку (сейчас улица К.Маркса) или д.Большую Богословку Авдеевых. Конечно, кроме документов эти имена нигде больше не встречались – крестьяне всё именовали на свой лад. Так после приобретения одной из Больших Богословок в начале 1760-х годов А.Ф.Салмановым она получает имя Салмановка (сейчас ул. Новая Салмановка, а то, что на многих уличных указателях значится Солмановка – это ошибка, фамилия помещиков писалась через букву «А»).

Наиболее разрослась деревня Богословка, располагавшая вдоль дороги на село Покровское (Нижнее-Спасское), по праву получив имя Большой, поглотив сразу несколько имений однодворцев. Здесь в 1754 году открывают суконное производство купцы Тулинов и Олесов (купив например Маслову Пустошь – имение Масловых). С появлением фабрик Большая Богословка стала еще крупней. Появились параллельные друг другу порядки вдоль реки и дороги. Порядок у самой реки назвали Олестой (теперь ул.Трудовая), а вот первое название другого порядка, вдоль нынешней ул.Некрасова не сохранилось, хотя скорей всего он носил имя одного из первых владельцев. За Олестой к 20-му веку закрепилось другое название – улица Троицкая, по имени построенной там церкви.

В это же время Богословка Авдеевых все чаще называется Малыми Тулянами (сейчас ул.Заречная, а от старого названия остался лишь Тулянский мост, ныне официально переименованный), в противоположность, расположившимся чуть выше по течению реки, Большим Тулянам. Возможно это имя произошло от фамилии фабриканта Тулинова, поселившего там своих рабочих, а возможно, как говорят некоторые жители от переселенцев из-под Тулы, хотя документов о подобном переселении пока не найдено.

В конце 18-го века одну из суконных фабрик приобретает Матвей Малин, семья которого будет владеть ей следующие шесть десятков лет. К Малину переходит и дом Василия Тулинова, выстроенный в 1789 голу (сейчас часть 4-й школы). Дети Малина и Тулинова, Матвей и Екатерина поженились. С тех пор, порядок, на котором стоит усадьба Малинных получает имя Мальщины (ул. Некрасова). Удивительно, но в советское время весь левобережный район получил название по имени «классового врага» – Мальщина. Возможно, что за сто лет просто забыли в честь кого он назван, а имя Богословка не понравилось местной власти еще больше.

В 18-м веке Рассказово стало самым крупным селом Тамбовщины с многотысячным населением. Открылись в селе и базар с ярмаркой. Располагались они для удобства прямо у перекрестка Большой и старой Казачьей дорог, сразу за церковью. Территория эта получила название Базарной Площади, а все улочки и переулки вокруг стали Базарными или Ярмарочными. Между этими названиями не было четкого разделения и одну и ту же улицу именовали как Базарной, так и Ярмарочной. К 20-му веку Ярмарочные порядки разрослись до верховьев ручья Дунайчик.

Площадь перед церковью стала Церковной. Иногда ее также называли Базарной, но это больше относилось к домам построенным на месте ул.Гагарина. Встречалось мне и название Сенная площадь, только оно не прижилось. На перекрестке дороги перед церковью часто складировали сено, так как через Рассказово проходил скотопрогонный тракт и животным требовался корм (да и другим проезжающим требовалось сено). С постройкой железной дороги скот стали перевозить вагонами и перестали гонять стада через Рассказово.

Священнослужителям Богословской церкви отвели землю для хозяйственных нужд на углу нынешних улиц Куйбышева и Куйбышевского проезда. Там располагались так называемые «поповские огороды». В результате этого весь порядок выросший от этих «огородов» получил имя Попощина (ул.Куйбышева).

Рассказово растянулось вдоль рек Арженки и Л.Тамбова более чем на 10 верст. Новый порядок в верхнем течении Л.Тамбова получил имя Чибизовка, по названию небольшого ручья впадавшего в реку. Ручей получил название от птицы чибиса, облюбовавшей сырые луга и болотистую травянистую пойму ручья. Сейчас от руч.Чибизовка осталась лишь небольшая канава и низина в начале ул.Мухортова.

На противоположном конце села, на правом берегу Арженки возникли два порядка Дубовый (Дубовка) и Нижний. Дубовый (сейчас улица Дубовая) располагался от устья ручья Дубовый, вытекающего из леса и впадающего в реку Арженку. Пруд «Круча», или как по местному его зовут «Заводской речкой» и есть этот ручей. Справа, уже за чертой города в него впадает еще один лесной ручеек – Сулойка (раньше его иногда его называли Сухой Арженкой).

Нижний Порядок – это огромная трехверстовая улица растянушаяся вдоль Арженки от Большой дороги до оврага на нынешней ул.Московской. Нижним он стал, потому что располагался вниз по долине реки от дороги на Пензу. Сейчас его верхняя часть называется улицей Морозовской, названной так в честь руководителя продовольственного отряда Морозова Н.Н., проводившего реквизиции продуктов в окрестных селах, погибшего в 1921 году в Пичерской волости от рук восставших крестьян.

Напротив Нижнего Порядка, на левом берегу Арженки, там где сейчас ул.Обводная в те давние времена располагался порядок Бреховка. Старожилы тех мест могут рассказать историю, что улицу так прозвали из-за сварливого характера ее местных жителей, встречавших гостей на своем берегу отборной бранью. Легенда и есть легенда, а документы свидетельствуют о существовании в Тамбовской губернии мелкопоместных дворян Бреховых. По-видимому часть Рассказовских земель некоторое время принадлежала именно им.

То же самое относится и к улице Самодуровке (сейчас ул.Шмаковская). Самодуровы – фамилия незнатных землевладельцев. В Тамбовской губернии им принадлежали земли в нескольких населенных пунктах. Имеются сведения о переселении крестьян д.Самодуровка, Кирсановского уезда в село Саюкино, один из порядков которого стал также называться Самодуровкой. А теперь вспомните как называется в просторечье мост через р.Арженка на ул.Пушкина? Правильно, Саюкинский. Но ведь ни в какое село Саюкино та дорога не вела. По ней можно попасть в Арженку, Знаменку, Дмитриевщину, Рождественские Подворки и далее до самого Кирсанова. В Саюкино вело ответвление от старой Большой дороги. Логичнее было бы назвать мост, например, Арженским, а он Саюкинский. Ничего в этом странного нет, просто по берегу реки поселились выходцы из села Саюкина и Самодуровки. Вот мост с улицей и приобрели такие названия.

Со строительством суконных фабрик стал заселяться и левый берег Л.Тамбова напротив них. Улица через реку от фабрики получила название Заречной (ул.Набережно-Бугровая и Набережно-Бугровый переулок), порядки построенные дальше, на высоком холмистом берегу, так и прозвали Бугры (район улицы Средне-Бугровой).

После закрепощения Рассказово в 1797 году братьями Архаровыми происходят значительные административно-терроториальные изменения. Начавшие переселяться в село с 1796 года крестьяне В.С.Шереметева из Нижегородской губернии, долгое время не имевшие своей земли и жившие на квартирах в Рассказово и Салмановке, 20.11.1811 года покупают по доверенности помещика 200 десятин земли у Н.П.Архарова за 6000 рублей на правом берегу р.Арженки, названную в купчей «пустошь с лесом». Долгое время правый лесистый берег Арженки вырубался для хозяйственных нужд Рассказово. В лесу появились обширные песчаные вырубки – «поляны». В результате этого новое поселение получило название: Белая Поляна, и стало именоваться слободой.

Понятие «слобода» имело много значений – это и часть населенного пункта, располагающаяся отдельно от основного поселения (через ручей, овраг и т.д.), и населенное место практически все жители которого занимаются одним определенным родом деятельности. В Рассказово несколько порядков нередко именовали слободами (а то и деревнями): Чибизовку, Заречную, Церковную, Дубровку.

Белая Поляна располагалась вдоль реки. Сегодняшняя улица Белополянская возникла лишь к концу 19-го века и являлась окраиной слободы. Так как большинство населения Б.Поляны занимались кожевенным промыслом она получила второе название Кожевня (ныне ул.Комсомольская). Кожевня быстро росла, вскоре появились новые улицы. Собственных имен они не имели и назывались нижними, средними и верхними порядками, в зависимости от своей удаленности от реки Арженки. Мимо Б.Поляны проходила Большая дорога на Тамбов, нередко ее называли и Городской дорогой, поэтому еще один Белополянский порядок получил название Городского порядка или дороги.

В 1811 году часть Рассказовского имения приобретает у И.П.Архарова Александр Маркович Полторацкий (он же покупает суконную фабрику у А.В.Тулинова). Полторацкий приобретает Заречную слободу, Бугры и Нижний Порядок, на берегу Арженки. Для своих крестьян Полторацкий строит в Большой Богословке в 1824 г. Троицкую церковь, превратив деревню в село. Переименовывает он и купленные им земли. Бугры становятся одноименной деревней, а Нижний Порядок – деревней Арженка (местные жители и раньше нередко называли свой конец села Арженкой, а на вопрос «где живешь?», отвечали - «на Арженке», поэтому Полторацкий лишь официально закрепил народное название). Таким образом, Арженка никогда не была самостоятельным населенным пунктом, просто новый владелец переименовал отдаленный конец Рассказово в деревню. В 20-м веке Арженка административно вновь вошла в состав Рассказово.

19-й век принес много изменений в Рассказово. Появились и другие улицы. Постепенно застраивался порядок в Арженке вдоль Большой Дороги, получив одноименное название (теперь ул.Пролетарская). Заселились окрестности Большой дороги и за буераком (там где сейчас поворот на Арженское кладбище), получив название Дубровки, так как тянулись вдоль опушки древней дубовой рощи, несколько деревьев от которой толщиной более метра сохранились в окрестностях Арженского кладбища.

После постройки Рагозой в 1854 году суконной фабрики весь окрестный район с улицами и переулками становится Фабричным порядком (сейчас это несколько разных улиц, одна из которых так и носит название Фабричный проезд).

В 1862 году освящается Арженская Покровская церковь и быстро застроившийся переулок ведущий от Большой дороги до Нижнего Порядка стал Церковным (ул.Коммунальная), а позже разросшись до оврага Церковной слободой. Улица же около этого оврага-буерака стала называться Новой Тамбовской (ул.Московская), так как во-первых стала самой новой в Арженке, а во-вторых вела на Тамбовскую дорогу.

Имеет та дальняя часть Рассказово носит и другое название Будорага. В старину оно обозначало беспокоящего других шумливого человека. В 20-м веке значение несколько изменилось, приобретя еще более негативный оттенок – бродяги, не соблюдающий правил личной гигиены. Название понятное - отдаленные окраины (а улица Московская была крайней улицей села) и окрестности оврагов, использовавшиеся часто местными жителями как свалка, заселялись пришлыми самыми бедными людьми и пьяницами. Вот откуда и шумливые люди с бродягами.

Подобное название получил и Арженский конец нынешней улицы Лесной-Текстильной – Вшивка. Там на неплодородных песках к концу 19-го также поселились самые бедные люди-переселенцы, работавшие на самых черных фабричных работах и жившие в ужасных домах. Порядки на противоположном берегу реки Арженки, расположенные напротив Дубовки и ниже улицы Самодуровки, прозвали Пески.

Вторая половина нынешней улицы Лесной получила название Щемиловка. Начало ее уже было застроено Белополянцами большими домами и кустарнями еще в середине 19-го века, остальную же часть заселили на рубеже 19-20-го веков. Так как земли в Рассказово давно не хватало, да и стоила она очень дорого, бедняки и пришлые строили свои небольшие дома на песках буквально щемивших друг к другу (больших участков они позволить себе не могли, а жить и работать в Рассказово хотели).

В центре также произошли некоторые изменения. Участок Большого порядка от церкви до Большого моста получил имя Миллионной улицы, так как постепенно застроился особняками самых богатых жителей Рассказово. С образованием Рассказовской волости и постройки волостного правления (расположилось оно на месте старого дворцового управительства и неоднократно перестраивалось) на улице Почтовой, ее иногда стали называть Волостной. Впрочем, это название не прижилось.

К концу 19-го века к сектам рассказовских молокан и субботников добавилась секта постников-хлыстов. Так как многие из них занимались садоводством, то и поселились на восточной окраине села по соседству с имением и садами А.М.Булгакова. Порядок, где они построились, так и прозвали Постническим или Хлыстовским (ул. М.Горького). Рядом с Хлыстовским порядком, там где сейчас Лермонтовский переулок на схеме села в Рассказовском краеведческом музее обозначен Соловьевский порядок. Тут скорей всего вкралась небольшая ошибка – не порядок, а переулок, для порядка он слишком мал. Так как никаких известных Соловьевых в Рассказово не было, нетрудно предположить, что такое имя переулок, ведший в парк и сады Булгакова, получил от имени всеми любимых птиц.

Недалеко от волостного правления за винокуренным заводом Крюченкова строятся две земские школы для мальчиков и девочек. И часть Верхней Тамбовской улицы превращается в Школьную. С открытием в 1884 году земской больнице в одном из переулков Поповщины он стал называться Больничным. В 1860-х годах провизор Вюнш открывает аптеку рядом с Богословской церкви на перекрестке дороги, ведущей к волостному правлению и мосту через р.Лесной Тамбов. С тех пор эта улица так и называется Аптекарской, сохранив название до сих пор.

Необходимо, наверно, остановится и на Рассказовских переулках. Рассказово не имело общего плана застройки и с его улицами-порядками чрезвычайно сложно разбираться, а с сотнями жилых и не жилых переулков и вовсе невозможно. Но если поспрашивать своих бабушек сразу выясняется, что любой даже мелкий проулок (а также мосты, родники, овраги и т.д.) когда-то носил свое собственное имя. Имена переулки получали чаще всего по имени живших там и известных чем-то семей или расположенных в переулке заведений-предприятий (Аптекарский, Мельничный, Ткацкий и т.д.) и других достопримечательных мест (Садовый переулок близ сада Казякина на Мальщине превратился ныне в Садовый проезд, а Садовый переулок близ сада-парка Асеева в Арженке – в Садовую улицу).

Названия эти были непостоянные, если появлялись новые, чем-то запомнившиеся жители или организации, они получали новое название. Например начало ул.Мухортова, Тулянский переулок, стал называться Комиссарским переулком после появления ЧК в доме Казаковых. Помню, как мы с товарищами называли один из Куйбышевских переулков, в котором часто играли, по имени зловредного местного алкоголика, мешавшего нам заниматься своими детскими делами. Как оказалось этот же переулок во времена молодости моей бабушки носил имя совершенно другого жителя. И такие истории можно вспомнить абсолютно на всех Рассказовских улицах.

Возникавшие в силу естественного хода времени названия, давались улицам до самой революции. Исключение составляет разве что улица Дачная, появившаяся уже многим после 1917 года в бывших «дачах» - участках леса, отданных (отсюда и слово «дача» - давать) лестным ведомствам в использование рассказовским купцам и дворянам. Так с постройкой школы-читальни им. А.С.Пушкина в 1903 году (сейчас здание 1-й школы) участок Большого Порядка около нее время от времени называют Пушкинской улицей, ряд домов между ней и речкой Арженкой – Малой Пушкинской (теперь ул.Ленинградская, и часть Майкопской), а переулок на Поповщину - Школьным. В 1917 году в Рассказово открылась гимназия, здание для которой планировалось построить на Поповщине. Тут же народ дает ей название улицы Гимназической.

Последними перед революцией в 20-м веке появились такие улицы как Местный Квартал, застраивавшаяся в виде прямоугольника улица между Мальщиной и Олестой-Троицкой, и улица Парниковская. О происхождении названия Парниковской старожилы говорят разное: и то, что болотистую местность специально испаряли перед застройкой, и то, что в этом месте с Л.Тамбова поднимались густые туманы и долина ручья Чибизовка постоянно парила, и то что землю с улицы вывозили для строительства неких парников. Думаю, эти версии правдивы все вместе взятые, так как любые имена возникали сами по себе в процессе обычной жизнедеятельности. Это сейчас Сиренево-Цветочные названия даются тем улицам, на которых ни сирени, ни цветов никогда не было, просто из-за понравившихся слов.

Каждое название в старину имело собственный смысл, да еще такой, что о происхождении его можно было предположить самые разные версии и услышать несколько легенд. Причем все эти легенды и версии звучали красиво и правдиво. А сейчас? Что о прошлом Рассказово может нам поведать 18-й съезд ВЛКСМ, революционер Валериан Куйбышев или гетман Богдан Хмельницкий? Какую легенду можно вспомнить об улице Майкопской? Какое вообще отношение имеет Майкоп к Рассказово? Наступит ли когда-нибудь такой час, что улицы Рассказово сами за себя будут говорить о славном прошлом нашего города и его жителей? О том, когда по одному их названию можно будет рассказать детям интересную историю?

Возьмем хотя бы Осетров Буерак (ул.Лермонтовская). Этот порядок возник в конце 19-го века, вдоль дороги на дальнем восточном краю ярмарки, пересекающей крутой извилистый овраг, внизу которого бежит ручей Дунайчик.

Достаточно услышать название, как в голове возникает картина, когда маленький мальчик спрашивает у своего отца, а почему овраг называется Осетровым? И отец рассказывает, как в старые времена, когда еще его дед был таким же маленьким, заходили по весне в наш тогда полноводный ручей осетры с самой Волги.

Нет, отец, конечно, знает, что никаких осетров в ручье отродясь не плавало, просто как-то на Пасху на разбухшей и скользкой от влаги дороге утянуло с моста в овраг вместе с лошадью Семена Осетрова и утопило, прижав перевернувшейся телегой (при спуске в крутой овраг, чтобы грязь не наматывалась на колеса телег, крестьяне их перевязывали и медленно скользили вниз). Но зачем это знать мальчишке? Пусть лучше о рыбалке думает.

Рассказ про осетров мальчугану понравился. Шло время, парнишка вырос и обзавелся своей семьей. Он, без сомненья, понимал, что никаких осетров в Дунайчике и быть не могло, но уж очень хотелось удивить своих детей рассказами о старом изобильном времени. И вот уже его сын слушает сказку о том, как осетров ловили в Арженке. Прошло еще почти три десятка лет и уже мой отец, пытаясь удивить меня, рассказывает историю о том, как осетров ловили в Лесном Тамбове до самой деревни Лызовки.

Теперь и я знаю, что все это красивые выдумки. Нет, в 18-м веке стерлядь действительно водилась в Цне и Вороне, но осетры так высоко не поднимались. А все-таки может быть пора уже рассказать сыну о том, как двухметровых осетров ловили в Цне и продавали на богатой и шумной Петровской ярмарке?