Статьи

Рассказовская жемчужина

  • Печать

После окончания Отечественной Войны 12-го года село Рассказово представляло собой огромный населенный пункт по численности населения превышающий многие уездные города Тамбовской губернии. В селе действовали три суконные фабрики, десятки кожевенных заводов, сотни частных кустарных, сельскохозяйственных и торговых заведений различного профиля. Рассказовская Петровская ярмарка, проходившая в июне-июле в дни праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла по своему суточному товарно-денежному обороту превышала все остальные ярмарки губернии.

На ярмарку и еженедельные базары съезжались купцы не только из Тамбовской, но и из соседних губерний. Со временем немало из них окончательно вместе со своими семьями переехали в Рассказово.

Около 1830 мещанин г.Спасска (сейчас одноименный город на северо-востоке Пензенской области), Тамбовской губернии Агафон Федорович Асеев вместе с женой Марфой Даниловной и сыном переселился в с.Рассказово. Здесь он намеревался развить мануфактурную торговлю и продолжит семейное купеческое дело. Фамилия Асеевых принадлежала к солдатскому сословию и упоминается многократно в переписи 1710 года по Шацкому уезду, включавшему в то время огромную территорию северной части будущей Тамбовской губернии. Планам Асеевых не суждено было сбыться - в январе 1832 года Агафон заболел «нервической горячкой» (вероятно менингитом) и умер в 24 года, оставив молодую жену с двумя детьми Василием, 1829 г.р. и Тихоном 1832 г.р.

Обычно оставшись без кормильца вдовам приходилось влачить жалкое существование, но Марфа Даниловна обладая прекрасными природными предпринимательскими качествами, небывалой энергией и купеческой хваткой, смогла не только развить, но и многократно преумножить дело покойного мужа. Подросшие сыновья в полной мере унаследовали таланты родителей и через несколько десятилетий сколотили громадное состояние. В 1869 году Асеевы приобретают суконную фабрику у В.Я.Рагозы за 75000 рублей в с.Арженке (восточной части Рассказово), а около 1876 года суконную фабрику и винокуренный завод в Кузнецком уезде Саратовской губернии.

В 20-м веке уже третьему поколению Асеевых принадлежало более 2 десятков промышленных предприятий по всей Российской Империи, среди которых были не только мануфактурные заведения, но и винокуренные, сахарные, чугунно-плавильные, бумажные, конские и другие предприятия. Арженская суконная фабрика братьев Асеевых стала крупнейшим предприятием своего класса в стране по промышленной переписи 1913-18 годов. Аналогичная ей Моршанская фабрика стало по этой переписи третьей.

Асеевы владели десятками торговых заведений и сельскохозяйственных экономий и лесных дач по всей стране. Представительства «Торгового дома братьев М. и В. Асеевых», основанного в 1880-х годах находились в крупнейших городах Империи. Торговля велась с многочисленными зарубежными партнерами, а продукция предприятий постоянно выигрывала главные призы на международных выставках.

Помимо предпринимательской деятельности Асеевы построили и содержали школы, дома, театр, церкви, больницы, дороги. Общественно-политическая жизнь Тамбовской губернии также не обходилось без их семьи – Асеевы были депутатами и представителями различных губернских и уездных учреждений, общественных организаций и кредитно-банковских заведений. Несколько Асеевых получили высшее медицинское образование в Московском государственном университете и работали врачами. Например, Николай Тихонович Асеев дослужился до военный врача второго ранга, заведовал рентгенологическим отделением Тульского военного госпиталя и умер в 1942 году от болезни сердца).

Что же представляла из себя династия Асеевых?

Василий Агафонович Асеев женился на крестьянке Екатерине Казадаевой и имел от брака не менее четырех детей (Екатерина болела раком и много детей завести они не смогли). Его старший сын Александр (07.08.1856 г.р.) унаследовал фабрику отца в Саратовской губернии, после его смерти около 1886 г. Младший Михаил (1.11.1958 г.р.) стал совладельцем Арженской фабрики вместе со своим двоюродным братом Василием Тихоновичем.

В семье Тихона Агафоновича Асеева (умер около 1894 г.), женившегося на дочери священника с.Н-Спасское Раисе Успенкой родилось не менее двенадцати детей. Большую часть отцовского наследства, еще при его жизни (после смерти брата он разделил почти все свое имущество между детьми) получил старший сын Василий Тихонович, 17.03.1862 г.р.

Марфа Даниловна Асеева скончалась 11 марта 1880 года и все предприятия теперь и юридически перешли к купцам первой гильдии Василию и Тихону (до этого они уже не одно десятилетие являлись их управляющими).

Михаил Васильевич Асеев после окончания МГУ получил степень лекаря и был исключен из купечества 19 июля 1884 г. М.В.Асеев помимо предпринимательства находился на гражданской службе, где к началу 1-й Мировой войны дослужился до звания действительного статского советника, дававшего право на потомственное дворянство, чем и был пожалован вместе с семьей 18 марта 1915 года. Женой Михаила стала купеческая дочь Мария Никаноровна Протопопова

Василий Тихонович Асеев закончил учебные заведения в Рассказове и Тамбове, являлся купцом 1-й гильдии, получил почетное звание мануфактур-советника (приравнивалось к званию коллежского асессора) и Почетного Потомственного гражданина (после постройки в 1901 году церкви в с.Пичер). Женой Василия стала дочь купца и Почетного Потомственного гражданина Панфила Константиновича Крюченкова - Анисья.

К концу 19-го века братья сколотили миллионные состояния благодаря не только купеческим качествам, но и продуманному распределению обязанностей. На брате Михаиле, находившемся на губернской гражданской службе, лежала обязанность по беспрепятственному продвижению семейного бизнеса, через различные государственные преграды и создание ему благоприятных условий для роста. Василий же посвятил себя исключительно экономическому развитию совместных предприятий. Поэтому ни экономические кризисы, ни беспорядки 190-5-07 гг., ни война особо не помешали промышленной империи братьев Асеевых.

Обладая огромными богатствами, братья строят себе великолепные особняки-дворцы с парками, ничуть не уступающие имениям представителей самых известных дворянских родов Империи. Дом М.В.Асеева на Набережной г.Тамбова хорошо известен жителям города и области, о доме же его брата Василия в Рассказово знают лишь любители истории и архитектуры. Иногда Рассказовский дворец В.Т.Асеева называют младшим братом Тамбовского дворца, хотя на самом деле он был построен несколькими годами раньше. Все произошло, как и в старые времена, когда экономическая деятельность Василия Тихоновича, развивавшего «Торговый дом братьев М. и В. Асеевых» оставалась в тени бурной политической и светской жизни Михаила Васильевича.

В 1901 году в имении своей жены В.Т.Асеев начинает возведение нового дома. О его размахе свидетельствует характер строительных грузов прибывающих на ближайшую железнодорожную станцию Платоновка. Только в 1901 году на станцию было прислано 145455 пудов строительного камня (базальт, булыжник, гнейс, гранит, доломит, лабрадор). В Рассказово в огромном количестве отправляются алебастр, гипс, мел, цемент, лесные строительные материалы, глина, проволока, гвозди, приборы для отопления, трубы, заслонки, решетки, скобы, печные изразцы и паровые котлы. В 1902 году резко увеличивается прибытие цемента, чугунного литья, паровых котлов (выписывались из Привисленского края). К ним добавляются доски и огнеупорный кирпич. Большие партии мебели прибывают на станцию и в 1901, и в 1902 годах.

Характер грузов, прибывающих на станцию Платоновка в 1903 году, говорит о завершении крупного строительства, отделочных и декоративных работах. На станции Получено: стекло оконное (3733 пуда), обои (131 пуд), мебель (842 пуда), посуда стеклянная (112 пудов) и посуда из фарфора и фаянса (392 пуда). Таким образом строительство здания было завершено в 1902 году, а его основная отделка в 1903. Асеевы живут в новом доме с 1903 года, параллельно с этим проводя отдельные мелкие декоративные работы, завершившиеся устройством электрического освящения от собственной электростанции в 1906 году. Вокруг дворца Асеев разбил парк с уникальными растениями и несколькими фонтанами.

Вот как описывает особняк искусствовед Людмила Георгиевна Невзорова:

«В фабричном селе был выстроен дом по типу городского особняка, имеющий и некоторые черты «римской виллы». Особняк представляет собой двухэтажное каменное здание, в объемно-планировочной композиции, силуэте и деталировке которого сочетаются приемы модерна, ренессанса и барокко.

Протяженный парадный фасад имеет ассиметричную композицию, но с акцентированным центром. Нижний этаж и лопатки второго обработаны дощатым рустом. По центру два тройных «мавританские» окна. Между ними виден вход в винный погреб с таким же обрамлением.

Обширный балкон второго этажа поддерживается фигурными кронштейнами. По центру балкона в нише с овальным завершением была поставлена скульптура, которая видна на некоторых фотографиях.

Над балконом карниз, завершенный вазами на сложных постаментах. Ритм фасада создают колонны с капителями коринфского ордера. По сторонам ниши – два больших французских окна, ведущие на балкон, каждое с четырьмя колоннами.

Боковые крылья оформлены неравнозначно. Правое крыло продолжается лоджией с такой же парой колонн, далее размещен каменный тамбур парадного входа, завершенный плитой балкона. Вход отмечен окнами с полуциркульными завершениями, арка балконного окна декорирована женской маской гирляндами с пальмовыми ветками и увенчана треугольным фронтоном. В левом крыле находились полуфигуры кариатид, далее по фасаду была устроена открытая терраса, слегка отступающая от основной плоскости фасада.

Более сдержанный парковый фасад также построен по принципу асимметрии. Он декорирован рустом на двух слабо выступающих ризалитах (по первому этажу) и тремя полуциркульными окнами.

Интерьер дома также выдержан в стиле парадного городского особняка. Почти все комнаты имеют представительское назначение. В доме нет того количества жилых комнат, которые, казалось, должны быть обязательны в большой семье. Первый этаж был фактически офисом для хозяина дома. Там были комнаты для приема, спальни для гостей и две кладовые, одна из них несгораемая. На втором этаже, кроме двух спален (одна из них с будуаром), все комнаты – парадного назначения. Кроме бального зала, столовой, гостиной, здесь располагалась еще читальня.

Каждая из комнат имеет свое индивидуальное оформление, стилизованное в духе эпохи в «мавританском», «классическом» и других стилях, с присутствием обязательного для эклектики помещения, отделанного деревом. Обильная лепнина сочетается с живописными панно и виртуозно исполненными орнаментальными обрамлениями. На потолках дома Асеева находились не только панно с пейзажами, тонко приписанные, но и сочиненная программная фреска «Танец» для бального зала.

Орнаментальные узоры, точно передающие характер прототипа, во многих постройках этого времени не только чрезвычайно разнообразны, но и выполнены на высоком уровне. Цветочные гирлянды, картуши, панно с мифологическими фигурами, в которых уже видна живопись нового времени, сменяются восточными мотивами.

В лепнине и декоративных росписях особняка В.Т. Асеева встречаются практически все популярные мотивы грани веков – картуши и гирлянды в барочном стиле, стилизованные ампирные элементы, «мавританские» орнаменты.».

Одной из загадок строительства дворцов братьев Асеевых (как в Тамбове, так и в Рассказово) является их архитектурное авторство. Этой проблемой подробно занималась историк Тамбовской архитектуры Г.Л.Леднева. Путем стилистических сопоставлений некоторых работ выдающегося Российского архитектора-модерниста Л.Н.Кекушева с особняками Асеевых она пришла к выводу о большой вероятности его участия в их создании. К глубокому сожалению окончательно установить авторство дворцов пока не удалось. Архив Кекушева не сохранился, а иных документов как подтверждающих, так и опровергающих версию Ледневой пока не обнаружено.

После революции 1917 года Василий Асеев покинул Россию и поселился в Австрии в городе Баден, где и скончался 22 апреля 1941 г. Асеева похоронили в Вене в русской части центрального кладбища.

Национализированный дворец Василия Тихоновича постепенно подвергался разграблению. Из него вывозили ценности, посуду, мебель, предметы искусства, книги. В разные годы во дворце и усадебных зданиях располагались концлагерь для контрреволюционного элемента, колония для детей, госпиталь, школа, детский сад, контора совхоза «Арженка» и т.п. Именно в доме Асеева жил выдающийся биофизик А.Л.Чижевский во время своей работы в Рассказово.

В 1980-х годах дворец окончательно забросили и вывезли последние предметы интерьера. По факту их пропажи в 1989 году даже возбудили уголовное дело по статье о хищении государственной собственности. Виновных так и не нашли (дело до своего прекращения пролежало в архиве Рассказовского ГРОВД 15 лет), хотя мало кто из окрестных жителей не знал куда исчезли старинные люстры и мебельные гарнитуры из здания принадлежавшего местному совхозу. С 1990-х брошенный дворец стал разбираться местными жителями на строительные материалы и металлолом и был фактически разрушен.

Подобная участь ждала и все остальные постройки усадьбы фабриканта Асеева. Надо сказать, что архитектурно-историческую ценность представляет не только центральный дом имения Асеева, но и весь комплекс хозяйственных построек усадьбы (конюшни, манеж, коровник, водонапорная башня), также являющихся официально признанным памятником архитектуры Тамбовской области. По мнению руководителя проекта реставрации особняка Асеева М.Ю.Горячевой подобных усадебных комплексов, сочетающих в себе дом, парк и хозяйственные постройки в России практически не сохранилось. Даже сам способ постройки зданий является для нашей страны уникальным и нигде более не встречается.

Несмотря на уникальность усадебных зданий и их официального признания памятниками архитектуры они активно используются в хозяйственных целях местным животноводческим предприятием «Арженка», что приводит их к разрушению. Подобное обращение с памятниками архитектуры по закона Российской Федерации недопустимо, однако на это ни одно правоохранительное и культурное ведомство уже многие десятилетия не обращает никакого внимания.

Парк, окружающий дворец Асеева также является памятником природы Тамбовской области. Здесь пока еще сохранились такие редкие растения как, ель колючая, ель голубая, ель канадская, лиственница европейская. Однако из-за ненадлежащего ухода большая часть парка была уничтожена местными жителями. Погибли уникальнейшие растения. Часть парка еще в Советское время вообще отдали под индивидуальную застройку.

Местные власти не только сами не предпринимали (да и не предпринимают) никаких усилий по спасению дворца, как всегда прикрываясь отсутствием средств, но даже не пытались выйти с этим вопросом на областной и федеральный уровень, что просто обязаны были сделать для сохранения в подведомственном им городе единственного ценного архитектурного памятника.

В 2009 году мной была начата переписка с федеральными структурами: Министерством культуры РФ, Правительством и Президентом с целью спасения дворца В.Т.Асеева и проведения полного комплекса ремонтно-реставрационных работ. За два года было отправлено более 20 писем, на которые приходили стандартные чиновничьи отписки о невозможности что-либо сделать под самыми разными предлогами. Постепенно ко мне стали присоединяться и другие неравнодушные граждане отправляя свои заявления. В конце концов на нашу борьбу обратили внимание и пригласили на совещание с представителями администрации президента в декабре 2010 г. на котором было обещано провести необходимые реставрационные работы и выделить на эти цели около 600 млн. рублей.

Летом 2011 года были выделено около 60 млн. рублей на проведение необходимых консервационных работ во дворце, таких как укрепление стен, фундамента, межэтажных перекрытий, временной крыши и т.д. Руководителем проекта стала Горячева М.Ю. Данные работы завершили в декабре 2011 года. Одновременно с этим Горячева М.Ю. и Невзорова Л.Г. подготовили полный проект реставрации дома Асеева. В начале 2012 года проект был утвержден и этой весной ожидалось выделение остальной денежной суммы на реставрацию.

Однако при наличии готового проекта в выделении денег было отказано. Министерство культуры мотивировало это странным предлогом, что реставрация памятников является не их обязанностью, а правом. Управление культуры Тамбовской области и областная администрация написали в Москву по одному чисто протокольному запросу и, получив отрицательный ответ, прекратили какие-либо действия в этом направлении.

Если в ближайшее время не начнется никаких восстановительных работ, неохраняемый дворец вновь рискует подвергнуться разграблению. По всей видимости, вновь придется нам самим, простым жителям Тамбовской области, при полном неучастии администрации Рассказово и Тамбовской области бороться за спасение Рассказовской жемчужины – дворца фабриканта В.Т.Асеева.

А.Н.Литовский