Статьи

Антицерковные секты в Рассказовской волости до октябрьского переворота.

  • Печать



Вопреки сложившемуся мнению, что Рассказово являлось селом сектантским, на самом деле приверженцы различных сект составляли в 20-м веке чуть более шестой части населения – около 3000 по состоянию на 1911 год. Из них наиболее многочисленной являлась секта субботников (иудействующих) – более 1500, около 200 человек хлысты (постники), остальные молокане-уклеенцы (духоборы). Количество хлыстов на самом деле было намного большим, так как представители этой секты не спешили раскрывать свои убеждения, потому что считались в Российской империи одним из наиболее опасных религиозных течений и с ними велась постоянная борьба (часто выходившая за пределы простой миссионерской деятельности).

Имелись в Рассказово представители и других сект, но их число было невелико и никакого особого влияния на религиозную жизнь села они не оказывали. Из них стоит упомянуть лишь представителей секты баптистов, появившихся в Тамбовской губернии в самом конце 19 века, и разросшихся до размеров общины в Рассказово лишь после революции 1917 года.

Наиболее известной рассказовцам сектой является молоканская. Бурное распространение молоканства (одного из ответвлений духоборческой секты) на Тамбовщине связано с именем Семена Матвеевича Уклеена из села Уварово. Духоборческую секту «Духовные христиане» в середине 18 века возглавлял Илларион Побирохин, но особого распространения она не имела, хотя и существовала с начала 18-го века (1713 г.). Уклеин первоначально входил в секту Побирохина, однако они разошлись во взглядах на Библию. Побирохин Библию отвергал, а Уклеин считал единственным источником спасения. После внутреннего раскола Уклеин принялся проповедовать духоборческое учение самостоятельно, в чем добился не малых успехов будучи талантливым оратором и проповедником. Свои проповеди он начал в Моршанском селе Рыбное ходил из села в село и уже в 1765 году с учениками пришел проповедывать в Тамбов. К тому времени число приверженцев секты достигло 5000 человек.

В Тамбове к сектантам приняли меры, Уклеина арестовали, а Тамбовская консистория донесла об этой секте Святейшему Синоду, назвав их общины словом «Молоканство», так как они не соблюдали установленных церковью постов и едят в постные дни молоко. С тех пор Уклеиным общины "духовных христиан" стали называть молоканами и это название стало общим для всех духоборов.

Через год заключения после притворного раскаяния в грехах и обращения в православие Уклеина выпустили на свободу. Выйдя из тюрьмы в 1766 году Уклеин поселился в Рассказово, где создал первую молоканскую общину. Спустя некоторое время Уклеин, постоянно преследуемый властями, распространяет свое учение на территории Воронежской и Саратовской губерний.

В царствование Александра первого после нескольких прошений на высочайшее имя молокане получают некоторую свободу и уже не преследуются с прежним рвением (в царство Екатерины некоторые молокане на Тамбовщине были даже убиты). Сам Уклеин умер в 1809 году и похоронен в селе Уварово.

Стремительное распространение молоканской секты началось в Рассказово с началом переселения к своим единоверцам в 1796 году из села Богородское Нижегородской губернии крестьян-молокан помещика Шереметева В.С. В 1811 году по доверенности Шереметева крестьяне приобрели землю у Н.П. Архарова на правом берегу р.Арженка и основали слободу Белая Поляна.

Переселенцы занимались преимущественно кожевенным промыслом (среди других можно выделить кузнечный) и очень быстро обзавелись в Рассказово своими промышленными и торговыми заведениями.

В чем же состояло учение молокан? Молокане не признавали внешнего поклонения Богу, отрицали всю церковную обрядность, но верили в Троицу, источником истины считали Св. Писание, однако не признавали Св. Предание и свободно его толковали. Верили, что Св. Дух наставляет каждого. Они признавали равенство людей «по благодати», отвергали присягу и военную службу, заявляли, что существующие власти в государстве не нужны. Сектанты выступали против официальной церкви, благословлявшей, по их мнению, произвол властей и отличались особой ненавистью к православному духовенству. Так, например, тамбовские молокане, купцы Сорокины в 1819 году подавали прошение о запрещении православным священникам входить в их дома, с миссионерскими целями.

Руководили молоканскими общинами, избираемые ими «пресвитеры», которые вели основные споры с официальными священниками. Историк Дубасов отмечает среди молоканских пресвитеров в Рассказово Кубышкина и Хомуткова.

Среди молокан особенно приветствовалась грамотность. Ими в своих общинах были основаны школы для обучения детей еще в первой половине 19-го века, когда еще официальных государственных и церковных школ не существовало. Например, в Рассказово по настоянию епископа Арсения в 1836 году закрыли молоканскую домашнюю школу, организованную в доме Федора Сучкина.

С молоканской сектой пытались бороться. В 1804 г., в 1816-17 г. и в 1846 г. молокане выселялись в отдаленные губернии десятками семей. С 30-х годов начинается миссионерская деятельность среди молокан и впервые фиксируются случаи их перехода в христианство. В это время Тамбовскую Епархию возглавляет Арсений Москвин, известный своей активной борьбой с сектантством. Епископ составляет списки сектантов. Принуждает местных священников вести миссионерскую деятельность и выделяет Рассказовским церквям на это денежное содержание. Однако особого успеха эта деятельность не имела (к середине 19-го века в селе зафиксировано около 500 молокан), так как основные молоканские деятели были людьми зажиточными, владели различными торговыми и промышленными заведениями и всегда могли откупиться от официальных властей. Кроме того молокане делали пожертвования и для самой православной церкви. Так семьи Желтовых и Проскуриных в 1895 г. сделали значительные пожертвования на ремонт и перестройку Троицкой церкви в с.Большой Богословке (Мальщина).

  Манифест 17 октября 1905 года даровал России в том числе и свободу вероисповеданий. В Рассказово были созданы две официальные молоканские общины: «Рассказовская община духовных христиан молокан» (7 мая 1910 г.) и «Белополянская община молокан с. Рассказово, Рассказовской волости» (16 июня 1910). После манифеста преследования молокан прекратились и их лидеры стали принимать активное участие в общественно-политической жизни волости. Молокане издавали свои газеты, журналы и книги. Собирали свои молоканские съезды. Один из этих съездов проходил в Рассказово 21 февраля 1913 года. Его инициаторами были Кудинов Н.Ф. и Желтов П.М. Съезд приурочили к 300-му юбилею дома Романовых. Во время Русско-Японской и 1-й мировой войн молокане жертвовали денежные средства, участвовали в содержании госпиталей и уходили добровольцами на фронт.

В Рассказово братья Желтовы построили огромную молоканскую молельню (бывший дом пионеров на Комсомольской). Имелось у них и свое кладбище (за радиоузлом). Правда в 20-м веке кладбище уже не функционировало. Вокруг него были построены дома и молокане прекратили там захоронения и перенесли их на Центральное. После революции кладбище разорили и по нему прошла ветка железной дороги.

В 20 веке Тамбовская губерния занимала 4-е место в России по количеству молокан.

 

Еще одной крупной сектой в Рассказово была секта субботников. Религиозные общины копировавшие иудейские обряды были для России не редкостью. Имелись такие с 18-го века и на Тамбовщине. Но количество их членов было небольшим и никакого влияния на православную паству не оказывало. Все изменилось в середине 19-го века. Когда секта субботников стала быстро разростаться, имея поддержку со стороны разбогатевших еврейских общин.

Как ни странно одной из причин распространения в Тамбовской губернии субботничества послужила высылка в южные губернии множества молоканских семей. Там произошло их взаимное знакомство с еврейскими религиозными общинами и на Тамбовщину отправились многочисленные миссионеры иудейских сект. В том числе выходцы из семей высланных прежде молокан, перешедших в другую секту.

В Рассказово в 50-х годах 19-го века произошел раскол в рядах некогда сплоченной молоканской секты. Часть ее членов перешла в субботничество (Поляниновы, Головачевы, Обжорины, Ячменниковы и др.). Кроме прочего в прежних молоканских порядках их не устраивало то, что представители разбогатевших сектантских семей стали чересчур сильно навязывать свои правила и не только в религиозном плане. Поэтому многие молоканские семьи достаточно быстро перешли в новую секту. Они даже территориально отгородились от молокан, селившись на левом берегу р.Арженка, в районе современных улиц Красноармейской, Тамбовской, Кремлевской. Первые субботники в Арженке были зарегистрированы церковью в 1862 г. В 1864 г. духовенство в Рассказово писало: «субботников у нас около 1000 душ и ждут они в скором времени Мессию, а для построения Иерусалимского храма собирают деньги. Впоследствии в 1865 году в Рассказово приехал один еврей аферист, объявил себя Иерусалимским агентом, собрал несколько сот рублей и скрылся.

Первоначально секта субботников была не только малочисленней но и намного беднее молоканской. Но с течением времени, при миссионерской и денежной поддержке со стороны еврейских общин секта стала богатеть и разростаться. Перед началом войны количество ее членов в Рассказово на треть превысило молокан. А богатейшие субботники, «хлебные магнаты» братья Казаковы опередили по количеству годового дохода клан Желтовых. Даже всем известная вальцовая мельница Желтовых была взята ими в аренду.

В общественно-политической жизни субботники вели себя намного пассивней молокан они не проводили шумные съезды и не издавали кучу периодических изданий и литературы (ко всему что связано с еврейством в России традиционно относились насторожено и субботники старались не выделяться). Поэтому среди сегодняшних местных жителей субботническая секта менее известна, чем молоканская. Хотя в начале 20-го века было наоборот. Рассказово вообще являлось своеобразной «столицей» субботников, что не раз отмечалось губернскими властями.

  Имелся у субботников и свой молельный дом – здание 2-й школы. Хотя достоверно неизвестно сами ли они его выстроили или купили у кого-то из местных купцов. По манифесту 17.10.1905 г. субботники создали и свою официальную общину под названием: «Община субботников» 16.08.1907 г.  

Секта субботников вела службы, копируя обряды иудеев, несколько изменяя их на свой манер. Субботники изучали еврейские книги Талмуд, Тору, Кабалу и руководствуясь ими, а также Ветхим Заветом, проводили свои обряды. Своих детей они называли библейскими, еврейскими именами. Если у Ваших прабабушек и прадедушек имеются еврейские имена, значит они принадлежали к секте субботников.

Вот описание службы у субботников из статьи Ювачева (Миролюбова) И. П., опубликованного в 1904 г. в № 2 Журнала «Исторический вестник»:

«Субботникам и вообще всем здешним сектантам не разрешают иметь постоянных молелен, поэтому они собираются по праздникам в разных избах, то у одного, то у другого хозяина.

При моем входе в чистые прибранные сени синагоги, где стояло только ведро с водою, ко мне никто не вышел навстречу, хотя наверно видели меня в окно. Я остановился у косяка дверей и стал рассматривать комнату, разделенную занавеской на две части. В первой половине довольно тесно стояли около двадцати пяти мужчин, а во второй, за занавеской, — десятка два женщин. В простенке между окнами был кивот, или ковчег со священною Торою, то есть, с пергаментным свитком Моисеева закона, написанного на древнееврейском языке. По стенам стояли лавки. Посредине — стол с книгами. Все молящиеся обращены были лицом к Торе. Половина из них покрылась белыми талесами с черными полосами по краям и с двумя поперечными яркими нашивками. У всех, даже у подростков, в руках еврейские молитенники, с переводом каждой страницы на русский язык. Один субботник, изображая раввина, стоял по правую сторону кивота и громко читал по-русски молитвы. На каждую его фразу все присутствующие отвечали хором тоже коротким воззванием. Манера читать, все приемы молящихся — чисто еврейские! То же бормотание вслух, те же непрестанные покачивания всем туловищем, и также все были в шапках и в покрывалах. А взглянешь на лица, — настоящие воронежские и тамбовские мужики, истые русаки!

После шумных молитв раввин раскрыл кивот и торжественно вынул из него священный свиток в шелковом чехле. При общем славословии Тору раскрыли и разложили на столе. Вот тут-то и началось главное священнодействие над нею. Сам раввин стал перед Торою, помощник его с русскою Библией — сбоку стола. Затем молящиеся, оправив на себе талес (у кого его не было, тот брал общий), поочередно подходили к столу и становились рядом с раввином. Они громко произносили установленные три фразы благословения и затем благоговейно выслушивали чтение Библии. Наконец, как бы свидетельствуя свою духовную связь с Моисеевым законом, они прикладывали одну из четырех кисточек от талеса (эти кисточки, или цициф, называются “нитями видения”. Они имеют таинственное символическое значение.) к еврейским письменам раскрытой Торы и, поцеловав кисточку, со славословием отходили в сторону. Так сделали человек семь. Убрав священный свиток в кивот, при общем шуме всех присутствующих, раввин опять стал читать молитвы нараспев.

При чтении пророчеств очень часто поминали имя Иисуса. До меня долетали фразы:

И показал он мне Иисуса, великого иерея... Иисус же одет был в запятнанный одежды... Снимите с него запятнанные одежды... Ибо вот тот камень, который я полагаю пред Иисусом... и изглажу грех земли сей в один день”.

Сначала я недоумевал: не отрывок ли это христианского писания; но, внимательнее вслушавшись, сообразил, что читают ту самую главу пророка Захарии, которая считается ясным указанием на искупительную жертву Иисуса Христа за всех людей. Вероятно, это было очередное чтение из Библии, но очень кстати подошедшее, потому что потом оно послужило мне исходным пунктом для собеседования с субботниками. Меня усадили на скамейку и дали мне просмотреть их молитвенник. На заглавном листе я прочел: “Праздничные молитвы евреев, впервые переведенные на русский язык гродненским раввином О. Я. Гурвичем. Часть 1. Варшава. 1871”.

Оказывается, все аксессуары своего культа субботники выписывают из Одессы непосредственно от евреев».

В 19-веке не только местные священники, но и обычные Рассказовцы писали жалобы в епархию на постоянно усиливавшуюся сектантскую пропаганду, открытое исполнение ими своих обрядов и шествий, открытие сектантских школ, занятие руководящих должностей в селе, найм православных работников и попустительство власти в борьбе с сектами.

Тамбовские епископы вели борьбу с сектантами кто больше, кто меньше. За крещение сектантов священникам выделялись специальные награды и премии. В 1875 году создали специальное миссионерское братство направленное на возвращение сектантов в православную веру.

Особенно миссионерской деятельность прославился Федор Иванович Малицкий, настоятель Иоанно-Богословской церкви и руководитель Рассказовского благочиния. Он еще в 1889 году был назначен миссионерским обществом в помощники противосектантскому епархиальному миссионеру о. Арсению, а в 1894 г. утвержден окружным миссионером по Тамбовскому уезду. Ф.И.Малицкий способствовал присоединению многих челнов сект молокан и субботников к православию.

После революции сектанты заявили о своей лояльности к новой власти и на протяжении многих лет их не трогали. Да и некогда было – власти вели борьбу с православной церковью. Однако через некоторое время у советской власти дошли руки и до сектантов. Их собрания запретили, а видных сектантов арестовали. После войны сектантов в области насчитывалось всего несколько сотен человек.

Третьей крупной сектой в Рассказово были хлысты (постники или шелапуты).

Вот что пишет о них тамбовский исследователь О.Ю. Лёвин.

«Хлысты. Секта зародилась, по-видимому, в XVII в., а может и раньше. Сказать более точно сложно, так как эти сектанты всегда вели свою работу тайно. Они утверждали, что человек напрямую может общаться с Богом, более того Господь или Богородица может воплотиться в избранных, которых они называли «Христами» и «богородицами». Путь к этому лежит через аскетические подвиги и соблюдение заповедей. В Тамбовской епархии впервые упоминаются под 1761 г., тогда их называли шелапутами, а хлыстами прозвали за то, что они во время своих собраний (радений), чтобы ввести себя в состояние особого экстаза хлестали себя хлыстами. Сосредоточены они были в Тамбовском, Кирсановском и Борисоглебском уезде. Существовало два толка: «анисьевцы» (последователи «богородицы» Анисьи Ивановны Копыловой, умершей в с. Перевоз Кирсановского уезда) и «перфильевцы» (почитатели «христа» Перфила Катасонова).

Хлысты не ели мяса, рыбу, лук, картошку, носили темную одежду и белые платки с мушками. На собраниях кружились и скакали. В отличии от анисиевцев перфильевцы пили чай, ели рыбу, овощи, и не плясали. Признавали Бога как силу, живущую в избранных людях. Некоторые свидетели утверждали, что анисиевцы: «Говном Анисьи причащались на радениях и целовали ее голое колено». Преемница Копыловой, прожившая с ней 40 лет, Настасья Максимовна Уколочева жила в Ржаксинских двориках.

Хлысты отрицали брак, отсюда разврат в отношениях проповедь «христовой любви» (а по-просту свальный грех). Тамбовский миссионер Третьяков в 1909 г. по этому поводу писал в своем отчете: «Хлыстовские корабли все заражены этим пороком, доказательством чему служит тот факт, что они принимают в свою секту только по преимуществу красивых молодых женщин». При вступлении в секту каждый мужчина получал «духовную» жену, которую он часто менял. Применяли способы контрацепции, поэтому семьи хлыстов были небольшими.

Хлыстовские общины назывались «кораблями», руководил ими кормщики, а членов секты называли «голубями». Вступающий в секту произносил клятву, а отступникам жестоко мстили. В «кораблях» была строгая опека и жесткая дисциплина.

Жили хлысты богато, в больших, часто, 2-этажных домах, ели сладко, изыскано, спали на дорогих перинах, ездили на породистых конях, одевались знатно.»

Хлыстов во все времена считали мистической и тоталитарной сектой, так как их обряды были построены человеческих пороках и членовредительстве. В службах они применяли в том числе и экскременты. Когда секта разрослась в Рассказово неизвестно, по всей видимости в конце 19-го века. И количество ее членов было многим большим, чем указывалось в официальных источниках – хлысты старались не афишировать свою веру. Церковь называла их число в 200 человек. Однако по другим данным число их сторонников составляло до 500. Думается истина лежит где-то посередине.

Хлысты жили в Рассказово в районе ул. М.Горького. Там же была их молельня, на месте старой столовой школы слабослышащих детей. Имели хлысты и свое кладбище. Одни старожилы утверждают, что оно располагалось в районе ШСД и магазина «Восточный», другие – в районе бывшей школы-интерната. Хлысты занимались садоводством, выращивали овощи и имели обширные теплицы и погреба. Они всю зиму торговали свежей зеленью. У жителей ул.М.Горького до сих пор сохранились эти обрушившиеся хранилища. Секта была чрезвычайно сплоченной и вела тайную агитацию. Среди ее наиболее известных представителей хлыстов можно отметить Слободского Михаила Мироновича, владельца мельницы на ст.Платоновка, сменившего фамилию на Горбунов и жившего в каменном доме на улице Ярмарочной.

Один из старожилов рассказывал мне про одно из богослужений с принятием нового члена. Хлысты заходили в дом и мыли ноги в тазу у входа. Потом долго пели песни и водили хороводы вокруг этого таза. После новый адепт должен был пить из него грязную воду. Дальше служба продолжалась. Все раздевались до пояса, как мужчины, так и женщины, и водили хоровод, несильно хлеща друг друга по спине розгами. После этого мужчины выбирали женщин, тушился свет, и начиналась половая оргия.

Крупные общины хлыстов имелись в деревне Каменные Озерки (с отдельным кладбищем) там до сих пор сохранились остатки их каменных домов и в с.В-Спасское, на порядке Чикуновка.

После революции секту хлыстов сразу запретили, но они все так же тайно проводили свои обряды.


Приложения:


Из книги А.Е. Андреевского, Историко-Статистическое описание Тамбовской Епархии, Тамбов, 1911 г.

Рассказово:

Сектантство существует с конца 18-го столетия: молокан м. п. 496, ж. п. 466, иудействующих м. п. 642, ж. п. 637, хлыстов м. п. 74, ж. п. 97; молоконе и иудействующие имею свои молитвенные дома и в 1910 году зарегистрированы по закону 17 октября 1906 г. в отдельные общины.

Арженка:

В приходе есть сектанты: молокане-уклеенцы и субботники. Первые существовали еще до открытия прихода, а вторые появились в 1862 году. Всех дворов сектантских 27, душ муж. п. 99 и жен. п. 88.


Бол. Богословка:

В приходе есть молокане и субботники: первых 14 домов и 102 души обоего пола, а вторых 26 домов и 200 душ обоего пола.


Пичерская волость – сектантов 51 человек (молокан и субботников);

с. В-Спасское – Чикуновка 54 хлыста и 19 молокан;

с. Рождественское - 2 толстовца;

с. Н-Спасское – 16 субботников;

д. К-Озерки - 48 хлыстов.


Список переселенцев-молокан в с.Рассказово. Многие из них потом перешли в секту субботников.

Белая Поляна

Семен

Григорьев

Полянинов

43

Белая Поляна

Андрей

Васильев

Попов

45

Белая Поляна

Андрей

Иванов

Кротов

67

Белая Поляна

Яков

Алексеев

Желтов

46

Белая Поляна

Василий

Васильев

Полянинов

14

Белая Поляна

Семен

Алексеев

Желтов

31

Белая Поляна

Егор

Филипов

Обжорин

60

Белая Поляна

Антон

Егоров

Обжорин

23

Белая Поляна

Максим

Михайлов

Желтов

23

Белая Поляна

Николай

Алексеев

Желтов

37

Белая Поляна

Иван

Козьмин

Митин

34

Белая Поляна

Андрей

Куприянов

Посконин

7

Белая Поляна

Трофим

Семенов

Желтов

62

Белая Поляна

Иван

Федоров

Желтов

25

Белая Поляна

Артамон

Афанасьев

Цыбин

55

Белая Поляна

Василий

Иванов

Тунин

22

Белая Поляна

Трофим

Петров

Посконин

43

Белая Поляна

Максим

Алексеев

Трехин

38

Белая Поляна

Иван

Павлов

Посконин

30

Белая Поляна

Степан

Васильев

Попов

48

Белая Поляна

Яков

Семенов

Желтов

53

Белая Поляна

Василий

Васильев

Попов

31

Белая Поляна

Герасим

Тихонов

Вязьмен

51

Белая Поляна

Иван

Алексеев

Заливин

37

Белая Поляна

Никита

Васильев

Кербиков

54

Белая Поляна

Иван

Михайлов

Желтов

51

Белая Поляна

Степан

Иванов

Комягин

65

Белая Поляна

Иван

Семенов

Обжорин

39

Белая Поляна

Иван

Степанов

Тореев

37

Белая Поляна

Михаил

Петров

Чиликин

51

Белая Поляна

Иван

Никитин

Кочетов

64

Белая Поляна

Иван

Петров

Кочетов

10

Белая Поляна

Семен

Алексеев

Сопин

60

Белая Поляна

Степан

Яковлев

Кубышкин

38

Белая Поляна

Сергей

Михайлов

Сомов

62

Белая Поляна

Иван

Сегеев

Сомов

39

Белая Поляна

Леоний

Иванов

Рогов

22

Белая Поляна

Антон

Алексеев

Желтов

44

Белая Поляна

Николай

Васильев

Тезиков

14

Белая Поляна

Алексей

Иванов

Шапошников

53

Белая Поляна

Гаврила

Медведев?

Бурмистров

43

Белая Поляна

Авдей

Егоров

Бурмистров

38

Белая Поляна

Степан

Иванов

Овсянников

26

Белая Поляна

Иван

Иванов

Лапин

55

Белая Поляна

Демид

Иванов

Киршин

45

Белая Поляна

Иван

Архипов

Перевозов

36

Белая Поляна

Трофим

Иванов

Орлов

55

Белая Поляна

Василий

Петров

Ведерников

44

Белая Поляна

Алексей

Сергеев

Антонов

42

Белая Поляна

Иван

Федоров

Рогов

60

Белая Поляна

Федор

Семенов

Коротин

28

Белая Поляна

Петр

Кондратьев

Москвитин

22

Белая Поляна

Данила

Федоров

Черемухин

64

Белая Поляна

Кондратий

Степанов

Митин

13


Справка уполномоченного по РПЦ

Всего на 1.07.58 г. действующих церквей в области — 48.
ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 222. Л. 16

ЕХБ на 1 янв. 1959 всего по области - 342 чел. (14 общин), молокан - 349 (11).

ИПХ: Кривополянье (10), Горелое (10), Космодамианское (17), Тр. Дубрава (10), Селезни (10), Пудовкино (3), Б. Двойня (3), Никифоровка (7), Раненское (16), Терновое (14), Кочетовка (14), Епанчино (18), Лежайка (7), Н. Спасское (7). Всего: 126.

Молчальники: Дьячи (7), Лев. Ламки (3), К. Борки (16). Всего: 26.
Субботники - 47; Адвентисты - 6, (Инжавино) Мусульмане - 40, хлысты - 59, иудеи - 20-30 (Тамбов), старообрядцы - 175 (Текино).
ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 222. Л. 1

ИПХ (Истинно-православные христиане.)

В Тамбовской области возникли в 1946-47 гг. Под воздействием агитации лиц бежавших из Рязанской области. Никаких налогов не платят, в выборах не участвуют, извещений от органов в руки не берут, детей в школу не пускают, церковь называют красной, священников не признают. Вера в силу бога настолько велика, что они свободно идут на самоуничтожение.

ИПЦ (Истинно-православная церковь)
Ее члены не хотят служить в рядах СА.


Андрей Литовский