Статьи

Ночной штурм.


90 лет назад в Тамбовской губернии вспыхнуло восстание против продовольственной политики большевиков – военного коммунизма и продразверстки, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну. Тамбовские крестьяне, спасая свои семьи от голода отказались сдавать зерно и начали свергать в своих селах Советскую власть.

Командование почти безоружной и необученной крестьянской армией, обрекая себя на верную гибель, принял бывший начальник Кирсановской уездной милиции Александр Степанович Антонов.

Война тамбовских крестьян с большевиками и Красной армии продолжалась более года. За это время Советской властью были уничтожены десятки тысяч мирных жителей, навсегда исчезли сотни сел и деревень, репрессии продолжались десятилетиями. Сама губерния была упразднена и разделена на несколько частей, в каком-либо индустриальном развитии ей было отказано, а население сократилось в три раза. Но именно благодаря Тамбовскому восстанию большевики были вынуждены отказаться от политики военного коммунизма, в результате чего от гибели спаслись миллионы человек. А сама идея мировой революции и ее движущей силы – союза рабочих и крестьян – осталось только в умах некоторых руководителей советского государства.

Одним из самых драматических эпизодов крестьянской войны и без сомнения ее поворотным моментом был захват села Рассказово и полнейший разгром защищавших его частей Красной армии. Рассказово было не просто крупнейшим селом Тамбовщины (в 1910 г. в нем уже жило более 17000 человек) - оно по количеству своего населения и площади превышало большинство уездных городов губернии, являясь ее промышленным и ремесленным центром. Количество рабочих на одной Асеевской суконной фабрике превышало число рабочих во всем Тамбове и Тамбовском уезде (данная фабрика по промышленной переписи 1918 являлась крупнейшей суконной фабрикой России).

В Рассказово также располагался штаб 2-го боеучастка, осуществлявший руководство боевыми действиями против восставших на территории нескольких тысяч квадратных километров. Всего подобных боеучастков в Тамбовской губернии находилось шесть (и два за ее пределами). Рассказово защищал гарнизон общей численностью 1200 человек (армия, ЧК, милиция и мобилизованные советские служащие) при 16 пулеметах и двух 3-х дюймовых орудиях. Наличие множества каменных зданий при их грамотной обороне делало любые попытки захвата Рассказова невозможными, учитывая катастрофическую нехватку у антоновских партизан артиллерии.

У самого Антонова в это время дела были плохи. После отмены продразверстки и объявления амнистии приток добровольцев в его полки практически прекратился, началось дезертирство. В конце марта 21 года обе его армии потерпели существенные поражении. Части 2-й армии Антонова к северу от Тамбова попали в окружение и прорвались потеряв 500 бойцов и бросив два орудия. И если Антонову быстро удалось восстановить боепособность своих отрядов, то части его первой армии, разбитые в Борисоглебском уезде так и не смогли до конца восстановить свои силы. Самым боеспособным полком 2-й армии на тот момент являлся 14-й Нару-Тамбовский или Хитровский полк под командованием уроженца села Хитрово Матюхина Ивана Сергеевича. Он не участвовал в северном походе, а во второй половине марта занимался окончательным формированием своего полка. До этого момента Матюхинские эскадроны (Хитровский, Верхнее-Спасский и Нару-Тамбовский) находились в формальном подчинении 3-го Кирсановского полка, однако по численности они превышали этот полк, да и действовал Матюхин почти всегда самостоятельно. После сдачи в середине марта красным 14-го Архангельского полка Матюхин получил добро на создание  отдельного номерного полка, численностью более чем 1000 человек.

Матюхинская разведка «по-соседски» была прекрасно осведомлена как о боеспособности Рассказовского гарнизона, так и о настроениях населения царивших в селе, и снабдила Антонова всеми необходимыми сведениями.

А обстановка в Рассказово сложилась очень напряженная. После революции фабрики закрылись и тысячи рабочих и их семей остались без средств к существованию. Начавшаяся продразверстка нарушила товарообмен и рассказовцы не могли в достаточном количестве приобретать продукты. Сами они практически сельским хозяйством не занимались, и являлись, что называется настоящим пролетариатом. С началом восстания снабжение Рассказово продуктами и вовсе прекратилось, жителям окрестных сел стало не до того. Разместившиеся в селе воинские части на довольствии не находились. Им было предписано снабжать себя продуктами за счет местного населения. Рассказовцы и без того голодали, а теперь еще у них и отнимали остатки продуктов в пользу красноармейцев. Пользуясь своей властью они беззастенчиво грабили селян. И хотя наиболее зарвавшихся бойцов жестоко наказывали, общей ситуации это не меняло. В селе несколько раз проходили митинги и забастовки на предприятиях, с требованиями улучшить снабжение населения и открыть фабрики, что служило поводом к неоднократному введению на них военного положения.

Надо сказать, что продовольствие в Рассказово имелось. Здесь находилось несколько складов, в которые свозились продукты питания с окрестных сел после военных рейдов и зачисток. Ведь план по поставкам продовольствия никто с местных властей не снимал и им приходилось всеми возможными путями его выполнять. Это еще больше усиливало недовольство местных жителей и они охотно сотрудничали с антоновцами, снабжая их необходимыми сведениями. Поэтому, когда в окрестностях села появились многотысячные отряды Антонова никто из местных жителе сведений об этом красным не передал. Так рушился еще один идеологический коммунистический миф о том что восстание поддерживали только зажиточные крестьяне, а все остальные в том числе и пролетариат (куда и относились Рассказовцы) были настроены решительно против.

Оборона Рассказово красными была организована отвратительно. Командиры и их подчиненные квартировали в разных местах, огневые пулеметные точки на наиболее опасных для вторжения местах отсутствовали, караулы и посты не выставлялись. Командование просто не ожидало что Антонов сможет решится на захват такого огромного населенного пункта, как Рассказово. Тем более что по губернии в очередной раз объявили о полном мартовском разгроме основных сил Антонова, а разведка сообщала что остатки его отрядов находятся далеко – по одним данным в районе Сампура, по другим в районе Инжавино.

Антонов обо всем этом был прекрасно осведомлен и решил воспользоваться. Тем более он знал, что в селе на ближайшие дни намечена очередная антисоветская стачка фабричных рабочих и был уверен, что население окажется не на стороне красных. Кроме того перед Антоновым встала необходимость во чтобы то ни стало поднять боевой дух своих потрепанных отрядов и пополнить их трофейным оружием. Захват Рассказово назначили в ночь на 11 апреля 1921 года.

Антонов решил вести штурм села с трех сторон, страхуя свои наступавшие отряды от возможного сопротивления на отдельных участках атаки – через Мальщину и Чибизовку, со стороны В-Спасского и Тулян; на центр через рынок и Осетров буерак (в районе ул.Братской) и через Арженку с бывшей фабрикой братьев Асеевых. Основные части Антонова заняли район от села Пичер до хутора Бездушный куст и стали штабом в д.Курбитчино. Полк Матюхина с приданными ему отрядами расположился в районе д.Б.Туляны.

Накануне штурма антоновцы устроили провокацию в селе Н-Спасское, куда вошел один из отрядов повстанцев и устроил стрельбу. При появлении красных отряд разбежался в разные стороны, что окончательно убедило Рассказовское командование в отсутствии в районе села крупных отрядов восставших и в их слабой боеготовности – мятежники разбегались от одного вида красноармейцев.

В середине ночи около 5000 повстанцев пошли на штурм Рассказово. Матюхин повел наступление на Рассказово по обоим берегам р.Лесной Тамбов, чтобы в с фланга атаковать пулеметные гнезда и части красных расположившиеся в на высоком правом берегу реки. Выбранная тактика увенчалась полным успехом ни пулеметчики, ни пехота не успели оказать сколь бы то ни было серьезного сопротивления, просто проспав начало атаки. Ворвавшись в село и переправив часть своего полка через реку по Тулянскому мосту Матюхин атаковал здание Рассказовского ЧК, находившееся в доме купца Казакова (14-й школа) и освободил заключенных филиала Сампурского концлагеря (среди которых в основном были родственники и земляки его бойцов), содержавшихся в бараках солодовенного завода того же купца Казакова.

Чекистам удалось организовать довольно сильное сопротивление, однако бившие в темноту пулеметы какого-либо серьезного урона нападавшим не причинили. Пули лишь залетали в окрестные дома, где появились первые убитые и раненые среди местных жителей. Поняв невозможность противостоять длительной осаде в отсутствии необходимых подкреплений и достаточного количества боеприпасов, чекисты отступили извилистыми ночными улочками села к его западной лесной окраине.

Далее Матюхинцы продолжили наступление на центр села через Рассказовскую волостную управу и Анисьевский винокуренный завод. Часть его отряда наступала через Мальщину с суконной фабрикой и Белую Поляну. На здании бывшего дома пионеров – молоканской молельни построенной Желтовыми - и сейчас видны многочисленные следы от пуль.

Сам Антонов атаковал красноармейцев охранявших село со стороны рынка в районе нынешней улицы Братской, где еще с осени 1920 года были вырыты оборонительные окопы. Красные командиры вновь не смогли и не успели оказать организованного сопротивления и руководства боем, некоторые из них дезертировали. Бойцы сражались каждый как умел. А большинство из них просто бежало, не выдержав кавалерийского натиска повстанцев, либо сдалось в плен. Прорвав восточную линию обороны и разбив красных, Антонов атаковал центр села, который защищал специальный Коммунистический батальон и отряд ЧОН, располагавшийся в здании нынешней 8-й школы. Но здесь уже не получилось даже чего-то отдаленного похожего на бой - среди Рассказовского гарнизона началась банальная паника. Красные бежали, часть коммунистического батальона сдалась в плен, а помощник его командира Петр Слюняев перешел на сторону антоновцев. Ворвавшись в центр села Антонов захватил почтово-телеграфную контору и местный архив, в котором по селам и волостям на территории боеучастка были собраны списки жителей, подозревавшихся красными в бандитизме и соучастии восставшим.

Отряду, наступавшему через Арженку, в бою участвовать не довелось. Наступая вдоль извилистого русла полевого ручья повстанцы подошли незамеченными к суконной фабрике. Однако данная внезапность им и не потребовалась - охранявший фабрику отряд, набранный из местных рабочих сопротивляться не стал (как и охрана других рассказовских предприятий), и наоборот впустив антоновцев в корпуса и склады своего предприятия, принялся с энтузиазмом растаскивать фабричное имущество. Скоро по селу скакали всадники с рулонами сукна, разбрасывая его в разные стороны. А на Рассказовской суконной фабрике партизаны оставили расписку, что часть фабричного имущества реквизируется в связи с военной необходимостью.

Бой в селе продолжался менее часа. Рассказово было полностью захвачено. Красные бежали в лес, либо сдались в плен. Сопротивлялись лишь два десятка штабистов, запершиеся в двухэтажном каменном здании штаба боеучастка. Антонов тратить силы на штурм не стал, предпочтя собирать трофеи и выводить свои части из села, справедливо полагая, что скоро сюда нагрянут свежие подкрепления.

Не удержался Антонов и от широкого жеста – по словам писателя Николая Вирты он привез в село подводы с хлебом и стал раздавать его всем желающим. Также он дал возможность местным жителям беспрепятственно разграбить все рассказовские склады и предприятия. А захватив большие суммы денег в разных рассказовских учреждениях антоновцы их просто раскидали по селу.

Советская пропаганда приписала антоновцем повальные грабежи и мародерство в Рассказово, что за исключением, может быть, отдельных случаев не соответствует действительности. Антонов грабежи и мародерства запрещал. В подчиненных полках он установил твердую дисциплину, в них действовал свой военный устав и полевые суды.

Мародерством широко занималось местное население, натерпевшееся лишений за годы Советской власти – жители тащили всё что только могли. Самим антоновцам было не до этого. Они спешили вывезти из села до прихода красных военные трофеи, своих раненых, пленных, а также искали по домам спрятавшихся коммунистов и активных сторонников советской власти.

Захваченные трофеи были действительно богатые. В руки партизан попало 2 трехдюймовых орудия, 369 снарядов, 11 пулеметов, 643 винтовки, 150000 патронов, 15 револьверов, 150 шашек, 59 лошадей 75 телефонных аппарата и 75 верст кабеля.

Красные потеряли 337 человек убитыми и целый батальон пленными (которых через несколько дней антоновцы просто отпустили). Погибло полтора десятка командиров и руководителей разного звена, в том числе уполномоченный ЧК и заведующий политбюро. Мертвых красноармейцев, по воспоминанием очевидцев, хоронили в окопах на ул.Братской прямо так и там где они лежали (вместе с привезенными телами местных жителей, которых вовремя не опознали и не забрали их близкие).

Некоторые из бежавших в лес красноармейцев через несколько часов добрались до ст.Платоновка Ряз-Ур. ж/д и сообщили по телеграфу о захвате Рассказово. Первые сведения об этом поступили в Тамбов в 7 часов утра. В штаб войск к командующему войсками Тамбовской губернии Павлову А.В. они попали лишь в 9 часов 30 минут. После этого были приняты срочные меры. В Рассказово по железной дороге и тракту спешно выслали военные части. А на само село совершили налет 4 аэроплана, устроив обстрел из пулеметов и сбросив 200 кг авиабомб на его улицы и дома. К этому времени антоновцев в Рассказово уже практически не было - с рассветом повстанцы начали покидать село. Антонов с обозом и пленными ушел в восточном направлении. Матюхин фактически перед приходом красных отступил на юг, уведя за собой их основные силы. Имея хороших лошадей большая часть полка Матюхина скрылась в лесах за с.Ахтыркой. А красным пришлось гоняться за выставленным им своевременно арьергардом, рассевшимся в районе с.Алексеевки.

В результате налета на Рассказово  авиации «Военно-воздушных сил войск Тамбовской губернии» их авиаудар пришелся по растаскивающим по своим домам брошенное местной властью добро простым сельским жителям, погубив многих из них. Вошедшие красные части устроили полномасштабную зачистку с арестами и расстрелами населения записанного в пособники бандитам и сжиганием их домов. Зарево от пожара над Рассказово хорошо видели жители ближайших сел. За каждого убитого красноармейца властями было обещано расстрелять по 10 бандитов и их пособников. Расстрелы жителей проходили в разных местах. Основное место расстрелов и погребения казненных находилось в оврагах по берегам ручья Дунайчик (за нынешней ул.Юбилейной). Там в 80-х годах кто-то даже установил деревянный крест в память о своем погибшем предке.

Сурово обошлось губернское командование и с руководители Рассказовского гарнизона и штаба боеучастка, бездарно сдавшими село Антонову – все они были отданы под военный трибунал. Руководить карательными акциями в Рассказово на заседании полномочной комиссии ВЦИК 16 апреля было предложено председателю Реввоентрибунала войск Тамбовской губернии Варману. В самом селе с 10 часов вечера вводился комендантский час.

Чтобы как-то оправдаться за свою бездарное поражение в Рассказово перед Ф.Э.Дзержинским председатель Тамбовского губкома РКП(б) Б.А.Васильев (Гольберг) 15 апреля придумал ничем не подтвержденную историю, что к Антонову из Москвы приехали специальные люди-специалисты по поднятию боеспособности армии и захвату крупных населенных пунктов.

В.И. Ленин отнесся к захвату Рассказово чрезвычайно серьезно. Он прекрасно знал, что из себя представляет данный населенный пункт, о чем писал ранее в своих трудах. После данного события Ленин понял, что дела на Тамбовщине обстоят гораздо серьезней, чем ему докладывают и необходимо принимать срочные меры по ликвидации восстания. 21 апреля он вызвал к себе М.Н.Тухачевского, для обсуждения способов борьбы с восстанием и предложил ему стать командующим войсками в Тамбовской губернии. Также по этой проблеме в Москву вызвали В.А. Антонова-Овсеенко, председателя Полномочной комис­сии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии. 27 апреля на заседании Политбюро ЦК РКП(б) приняли решение о создании специально Тамбовской армии по борьбе с бандитизмом.

Таким образом, захват села Рассказово с разгромом 2-го боеучастка стал поворотным моментом в истории Тамбовского восстания, после которого на Тамбовщину прибыли прекрасно вооруженные отборнейшие войска Красной армии и огромный карательный аппарат, перебившие и разорившие значительную часть простого крестьянского населения.


Андрей Литовский