Статьи

Храмы

  • Печать

 

Православные храмы Рассказовской волости.

                 

                                                              В ясном небе по утрам

                                                              Серебрится древний храм

                                                              Верст на семьдесят окрест,
                                                              Льется медный благовест.

                                                                                           Ю.Горелкин

 

    Сегодня в Рассказово усилиями прихожан и иерея о.Владимира (Шелдовицина) восстанавливается в первозданном виде Иоанно-Богословская церковь. В микрорайоне Арженка реставрируется домовая церковь Святой Великомученицы Екатерины. Какова же история создания этих и других Рассказовских храмов? В честь каких святых они были освящены? Кто их строил, и где они располагались? Какая судьба их постигла? Давайте вместе заглянем в нашу более чем трехвековую историю и поищем ответы на эти вопросы.

    Не прошло и двух десятков лет со дня основания деревни Лесной Тамбов, Рассказово тож, как его население превысило 3000 человек, а деревенские порядки растянулись на четыре версты. На удобные плодородные земли между дремучим лесом и черноземной степью, к заливным лугам рек Арженка и Лесной Тамбов устремились десятки крестьянских семей. Со всех концов Тамбовщины и Рязанщины, за сотни верст из Подмосковных уездов съезжались на земли пожалованные Степану Андреевичу Рассказу православные земледельцы и ремесленники. Размеры поселения по меркам того времени были просто огромными!

    Вот только храма в деревне не имелось и жителям приходилось молиться, исполнять требы и таинства в соседних селах Н-Спасском (Покровском), Талинке (Богородицком) и Дмитриевщине (с.Саюкино, Дмитриевского прихода), где уже действовали церкви. В документах 1699, 1703, 1706 и 1714 гг. Рассказово все еще именуется деревней и лишь в ревизской сказке (первой всеобщей крестьянской переписи) в июле 1719 года впервые появляется название «село» и дается описание церковного причта.  

    Однако во всех краеведческих работах со ссылкой на «Книги окладные новоселебным селам Танбова и Казлова городов нынешнего 1702 году» указывается, что первая церковь в Рассказове появилась в том же 1702 году. Но, по всей видимости, никто из исследователей самих «Книг...» не читал, предпочитая переписывать данные друг у друга. 1702 год это всего лишь дата их заведения, а  большинство церковных приходов помещенных в «оклад» имеют свою дату описания от 1703-го до 1720-го года. Некоторым селам, в том числе и Рассказову, не повезло — года описания у них не имеется (возможно, он остался в подлиннике документа и не попал в перевод со старорусского письма). Впрочем, по описанию прихода при сравнении его с ревизской сказкой и иными документами нетрудно предположить, что его «положили в новый оклад» около 1705 года. Впервые упоминание о церковным приходе в с.Рассказово (с двумя священниками и двумя дьячками) появляется в переписной книге 1704 г., составленной в его первой половине.  Ранее, в документах начала 1703 года, Рассказово  именуется еще деревней. Таким образом, первую деревянную «Церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Танбовском уезде в селе Богословском, Расказова тож» построили в 1703-1704 году. И вероятнее всего к осени 1703 г., т.к. в это время кончался строительный сезон, да и престольный праздник отмечался в Рассказово 26 сентября (Юлианский календарь). По новому Григорианскому календарю этот день выпадает на 9 октября.

     Вспомним о первых Рассказовских священнослужителей (их имена сохранились в переписной книге 1704 г.):  священники – Феофилант (Филат) Харитонов, Степан (Стефан) Родионов, дьячки Трифон Мартынов и Харитон Попов (пришел из с.Куликов в 1704 г.).

     Прошло около 40 лет с открытия храма, когда в Рассказове появился «заводчик Московский первой гильдии купец» Афанасий Никитович Демидов, открывший первый винокуренный завод и переселивший в село новых крестьян из Ряжского, Коломенского, Московского и иных уездов. Обосновавшись в Рассказово Демидов распространяет церковь, пристроив новый придел в честь Святителя Афанасия Великого.

    В 1787 году через Рассказово проходил, совершая паломничество из Саратова в Киев, священник Герасим Алексеевич Скопин оставив в своем дневнике первое известное описание Богословской церкви (приведём его впервые полностью):

     «...Выпросился ночевать у дьячка и был к вечерни в храме Иоанна Богослова. Во всем селе оная церковь одна, с приделом святителя Афанасия Великого, деревянная. Весь иконостас весьма хороший; и в приделе, и в настоящей местные образа-ризы серебряные и позлащеные; над престолом балдахин богато устроена на столбах; на престоле дарохранительница сребряная и позлащеная, в 300 рублей, так же и в приделе все устроено хорошо; священников пятеро да два диакона; церковников по числу священников; служба ежедневная, часто и по две литургии бывает; колокола — праздничный в 97 пудов, полиелейной в 52, буднишной в 26, и других много...»

     Уже в середине 18-го века церковь стала пятиприходной, а в 1796 г. - шестиприходной по штату.  В том же веке Рассказово становится центром благочинного округа, в котором на 1806 г. состояло 14 церквей близлежащих сел. В 1809, церковный причт состоял из 6 священников, 2 диаконов, 6 дьячков и 4 пономарей.

     Шли годы, храм ветшал, а население Рассказово все увеличивалось. Старая церковь не могла вместить всех желающих и в начале 1820-х годов разрушающуюся вековую церковь снесли, намереваясь вскоре построить новый храм. Вместо нее под временную церковь перестроили одну их хозяйственных холодных деревянных построек, освятив новый храм в честь Святителя Димитрия митрополита Ростовского Чудотворца (престол 21 сентября или 4 октября по новому стилю). Однако строительство новой церкви, не успев толком начаться, приостановилось. В Рассказово наступили тяжелые времена. После смерти братьев Николая и Ивана Архаровых село в 1815 году унаследовала дочь Ивана Петровича — Мария Постникова, которая совершенно не занималась развитием своего имения, а живя в Петербурге, с каждым годом обкладывала крестьян все новыми и новыми податями. Денег у жителей села на восстановление Богословской церкви просто не хватало.  

    Лето 1839 года принесло рассказовцам несколько опустошительных пожаров, в результате которых пострадали и церковные постройки. В 1840 г. Дмитриевский храм перестраиваться в камне "усердием разных благотворителей" и тщанием церковного старосты купца Карпа Аксенова. Новая церковь продолжала считаться временной заменой Иоанно-Богословской и Рассказовский приход все равно называют Богословским.

    В 1811 году после своей отставки рассказовские земли, крестьян, предприятия начинает активно скупать обер-берг-гауптман 4 класса Александр Маркович Полторацкий. Купив земли и фабрику в д.Большой Богословке (современный мкр.Мальщина) Полторацкий в 1824 году выстраивает на свои деньги каменную однопрестольную церковь в честь Святой Троицы (церковь находилась в районе дома № 26 на нынешней улицы Некрасова), так как в одной небольшой Дмитриевской церкви крестьянам было очень тесно. До постройки Иоанно-Богословского храма эта церковь являлась приписной к главной Дмитриевской церкви. В 1838 г. в нее переводят два штата священнослужителей из Дмитриевской церкви. Своей земли Троицкая церковь в отличие от Дмитриевской не имела. Дома церковного причта были деревянные, некоторым священникам приходилось снимать жилье.

     Дмитриевская церковь в 1859 г. имела в каждом из трех своих приходов по 300 дворов и 99 десятин пахотной земли. Усадебной и сенокосной земли пока еще не было. Церковный притч жил в деревянных домах. Поскольку усадьбы священников (8 десятин 664 сажени) стояли на помещичьей (крестьянской) земле, то прихожане отобрали после 1861-1865 годов пять из восьми усадеб клира Дмитриевской церкви. Священникам приходилось снимать квартиры и судиться с крестьянами.

     В 1853 году д.Арженку у полковницы Ирины Витковской покупает Вера Яковлевна Рагоза (в девичестве Тулинова) и в 1857 году начинает строить новую каменную церковь в честь Покрова Божьей Матери (престольный праздник 14 октября по новому стилю). Арженский приход открывают уже в 1858 году, а спустя два года переводят один штат церковнослужителей из Троицкой церкви. Покровская церковь освящается в 1862 году. Строит Рагоза недалеко от церкви и три каменных дома для священника, диакона и псаломщика, которые сохранились и сейчас. Причту принадлежат и 33 десятины земли. Сама церковь располагалась на углу нынешних улиц Комитетской и Коммунальной — в то время улицы Церковной.

     Огромное торговое село, и его знаменитая Петровская ярмарка привлекает купцов из всех ближайших уездов. Рассказово становится крупнейшим пунктом в Тамбовском уезде по сбыту скота, кожи, мануфактуры и особенно хлеба. В 1840-х годах на ярмарке начинает торговать Кирсановский купец Константин Панфилович Крюченков, имевший в окрестностях Инжавино мельницы и земельные угодья. Через некоторое время он перебирается в Рассказово вместе со всей своей семьей,  приобретает остановившуюся суконную фабрику у Мосоловой Е.А., открывает там мельницу, амбары, а потом и винокуренный завод. Будучи  глубоко верующим человеком, Константин Панфилович делает крупные пожертвования на Дмитриевский храм, а в 1865 году становится его старостой. Через три года его же избирают председателем церковно-приходского попечительства.

      На этих должностях купец ведет хозяйственную жизнь храма, занимается его ремонтом и покупкой церковной утвари, помогает деньгами служителям, пострадавшим от пожара. Дмитриевская церковь уже давно не может вместить всех желающих и Крюченков получает разрешение на строительство главного приходского храма. В 1869 году закладывается фундамент новой Иоанно-Богословской церкви. Храм строили всем миром, но больше всего средств, 90000 рублей, употребил на строительство Константин Крюченков. К 1879 году здание было готово. К зиме отделали один из придельных храмов — в честь иконы Казанской Божией Матери. 30 декабря 1879 года состоялось торжественно освящение Казанского придела ключарем Тамбовского кафедрального Спасо-Преображенского собора протоиереем Петром Аквилоновым.

      В 1882 году главный Иоанно-Богословский придел был готов (хотя внешняя и внутренняя отделка продолжалась до 1884 года) и на его освящение приехал 6 августа 1882 года приехал Епископ Тамбовский и Шацкий Палладий. Почти все население Рассказово собралось к этому событию на церковной площади – ее заполнили тысячи людей. Самого К.П.Крюченкова Государь Император Александр III наградил за сооружение церкви орденом Святой Анны третьей степени. Еще один придел храма был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царя.

      До самой своей смерти в 1885 году Потомственный Почетный Гражданин Крюченков оставался церковным старостой. Сменил его на этом посту сын Иван, построивший часовню над могилой отца. В этой же часовне хоронили и представителей семьи Асеевых — Тихон Асеев до своей смерти являлся попечителем Свято-Владимирской церковно-приходской школы, а его сын Василий женился на внучке К.П. Крюченкова — Анисье. Семья Крюченковых неразрывно связана с церковью:  Панфил Константинович в конце 1870-х сменил Тихона Асеева на должности старосты Покровской Арженской церкви (потом ее старостами был Федор Ильич Смолин — управляющий суконной фабрики своего отца и в 20-м веке Василий Тихонович Асеев); Василий Константинович Крюченков являлся старостой церкви с.В-Спасского; Николай Николаевич Крюченков (внук Константина) — старостой церкви с.Красивка, Кирсановского уезда; дальние родственники Крючекновых занимали должности церковных старост в селах Арбеньевке и Семеновке, того же уезда.

     В начале 1890-х годов в Рассказово появляется пятая домовая церковь Святой Великомученицы Екатерины (ее еще называют фабричной или приютской). Братья Асеевы в 1892 году строят для своих рабочих больницу с приютом для детей сирот (бывшая ЦРБ г.Рассказово), а  внутри здания отделывают церковь. 23 мая 1893 года новая церковь освящается епископом Тамбовским и Шацким Иеронимом. На торжествах по поводу освящения церкви присутствует начальник Тамбовской губернии барон В.П.Рокасовский. с 1902 года церковным старостой Екатерининской церкви избран выдающийся врач, заведующий фабричной Асеевской больницы Александр Иосифович Петэн.  

     Построенная на скорую руку из некачественного кирпича Троицкая церковь в с.Большая Богословка, Рассказово тож, через полвека начинает медленно разрушаться. Никакой ремонт не помогает. Потолок порывается трещинами, стены оседают и заваливаются. После осмотра церкви представителями строительного управления в начале 1890-х годов в ней запрещают вести службы и закрывают. Верующие вынуждены молиться в с.Н-Спасском и Рассказово. Перед новым церковным старостой, утвержденным в должности в 1891 году, купцом 2-й гильдии Михаилом Федоровичем Проскуриным встала задача строительства новой церкви. С этой задачей Проскурин с честью справился, потратив на строительство 35000 рублей. 19 ноября 1895 года новая каменная златоглавая церковь, раскрашенная изнутри масляными красками, была освящена епископом Тамбовским и Щацким Александром в сослужении настоятеля Троицкого храма Алексея Салтыкова и священников Иоанно-Богословской церкви Митрофана Никольского, Федора Малицкого и Григория Альтова.

     За сооружение церкви Потомственного Почетного Гражданина Проскурина в 1897 году награждают орденом Св.Анны 3-й степени, а в 1902 году за заслуги по духовному ведомству (перестройку церковно-приходской школы, организацию церковного хора, крупные пожертвования) орденом св.Станислава 2-й степени.  

     Рассказовские храмы традиционно содержаться на средства прихожан. Самыми крупными благотоворителями являлись представители семьи Крюченковых, Асееевых (Иван Тихонович Асеев стал последним перед революцией председателем церковного совета), Смолиных, Слободских (Иван Миронович Слободской занимал должность церковного старосты Иоанно-Богословской церкви перед революцией), Петра Филипповича Егорова, Веры Яковлевны Рагозы. Даже сектанты-молокане Желтовы делают пожертвования, дабы избежать пристального внимания к возглавляемой им секте. Церкви жертвуют не только деньги, но строительные материалы, церковную утварь, облачения для служителей, иконы - Богословской церкви подарены великолепно выполненные иконы Скорбящей Божией матери и Преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Троицкой — Преподобного Серафима Саровского.

     При Троицкой, Иоанно-Богословской и Покровской церквях действуют церковно-приходские школы, имеются общества трезвости и богадельни. Священники занимаются обучением сельских ребятишек, а также просветительской и миссионерской деятельностью среди Рассказовских сектантов. Сами храмы устраивают сборы денежных средств на нужды армии и флота, помощь раненым, вдовам, сиротам, бедным, голодным и больным. Созданный еще Крюченковым церковный хор дает концерты в Тамбове и крупных селах губернии. Каждое лето в Рассказово привозят Вышенскую икону Божией Матери. Храмы великолепно отделаны сусальным золотом, мрамором, фарфором и деревом. Епископ Александр в 1894 году отмечает при поездке в с.Арженку «Церковь имеет изящной работы из дубового дерева иконостас и в нем художественной живописи иконы, особенно замечательна икона покрова Пресвятые Богородицы — художественный снимок с иконы Петербургского Исакиевского собора». Звон Рассказовских колоколов был слышен по рассказам старожилов за 26 верст (более 28 км.).

     После октябрьского переворота в 1917 году на церковь начинаются гонения. 22 мая 1918 года в Рассказово, на почве изъятия метрических книг из Иоанно-Богословской церкви, происходят волнения, приведшие к смерти и ранениям нескольких прихожан и красноармейцев. Следующей ночью весь церковный притч арестовывается. Во время крестьянского восстания 1920-21 годов в церковной ограде в хозяйственных постройках располагался склад боеприпасов.

     На протяжении нескольких лет из церквей под разными предлогами изымают «ценности» - различную церковную утварь, подаренную жертвователями, в составе которой имеются драгоценные металлы. Пытавшиеся противостоять этому священники арестовываются — так за сокрытие креста в 1922 году осужден священник Троицкой церкви Иоанн Попов.

     Вот что пишет про очередное изъятие газета Тамбовская правда 17 мая 1922 г. «22 апреля Рассказовская комиссия по изъятию драгоценностей из церквей приступила к изъятию. Собрано серебра в Рассказовской церкви 1 пуд 1 фунт 83 золотников, в Троицкой церкви 12 фунтов 4 золотника, при фабрике Асеева - 2 фунта, в Арженской 13 фунтов 38 золотников. Итого 1 пуд 30 фунтов 29 золотников».

    Верующих постепенно вытесняют из храмов и передают их «обновленцам» — православному религиозному течению, поддержавшему Советскую власть (переданную им Богословскую церковь в народе называют «Красной церковью»). А затем под разными предлогами начинают закрывать церкви: аварийное состояние храма, отсутствие пользователей, дурное влияние на массы и т.д.

    Первой летом 1923 года в Рассказове закрывают Екатерининскую церковь: из-за «ее крайне вредного влияния на воспитанников детского дома и отсутствия надобности в данной церкви у верующих». В ней разбирают алтарь, вывозят иконы, сбивают и закрашивают росписи на стенах и начинают использовать ее помещение для  разных нужд — актового зала, столовой и т. д. В 2004 году церковь возвращена верующим и теперь благодаря их усилиям восстановлена и в ней вновь проходят службы.

     Дмитриевской, Троицкой и Покровской церквям повезло меньше.

     В 1926 году Дмитриевскую церковь закрывают на ремонт под предлогом ее ветхости и передают обновленцем. Тихоновцев (сторонников старой церкви и патриарха Тихона) вытеснили в села Верхне- и Нижне-Спасское. В 1927 г. начинается борьба за Дмитриевскую церковь между обновленцами, еще одной церковной группой григорианцами (привержанцами владыки Григория самостоятельно завладевшим в 1920-х годах высшей церковной властью) и тихоновцами. Верующие пишут жалобы и заявления в различные инстанции. Борьба продолжается до 1929 г. Церковь по-прежнему закрыта и продолжает числиться, как пришедшая в негодность. С 30-х годов ее начинают использовать для хозяйственных целей. Церковь, перестроенная под пекарню, простояла до конца 1970-х годов (почти 130 лет, несмотря на «ветхость»!), после чего была снесена. Сейчас на ее месте располагаются торговые павильоны и пешеходный тротуар.

    Самую молодую из Рассказовских церквей, Троицкую, в 1929 году признают негодной к эксплуатации. В это время в Рассказово используются здания более чем столетней постройки, а новая церковь (построена в 1895 году) оказывается аварийной. В 1930-х годах церковь начинают разбирать, а после войны остатки церковных строений поджигает один из местных жителей (мальщинские старожилы до сих пор помнят его имя). Через некоторое время на этом месте строят жилой дом - сейчас это дом № 26 по ул.Некрасова. Часть стен подвала дома совпадает с фундаментом церкви.  По воспоминаниям местных жителей при строительстве дома одна из плит установленных накануне рухнула, и придавила двух рабочих, одного спасти так и не смогли.

     Церковное кладбище осквернили и разорили. Могильные плиты и памятники растащили для своих нужд. На большей части кладбища вырыли котлован и построили пятиэтажный дом № 28. Мародеры облазили все обнажившиеся могилы. Останки людей позже вывезли со строительным мусором. Жители говорят с горькой усмешкой, что они живут на костях. Иногда во время похорон усопших из Куриловки (ул. К.Маркса) носили к этим домам в память о бывшем храме. К сожалению, на сегодняшний день пока не найдено ни одного изображения Троицкой церкви. Если вы, дорогие читатели, поможете найти ее фотокарточку, я буду очень признателен!

     В 1927 году у Церковного совета Арженской церкви отбирают храм и все  хозяйственные постройки. Последнее прошение об открытии храма верующие подают в 1936 году, но власти на него не реагируют. На следующий год церковь начинают ломать. Со звонницы, несмотря на протесты, просьбы и слезы верующих, при огромном стечении народа сбрасывают и снимают колокола. Однако старая церковь не поддается разрушителям — тогда ее начинают рвать взрывчатыми веществами. Все окрестные огороды и сейчас усеяны красной кирпичной крошкой. Груды образовавшегося щебня используют при строительстве других зданий, например школы № 5. Церковное кладбище разоряется - один из памятников со сбитой надписью стоит на нынешнем Арженском кладбище, на могиле умерших от ран участников Великой Отечественной войны. Арженцы также вспоминают об удивительной красоте стоявших памятников, например в виде раскрытого Евангелия. Описывают они и памятник врачу А.И.Петэну из красного камня. Могилу врача разрыли мародеры и сняли с его тела одежду и часы. 

    Надо сказать, что в советское время в Рассказове сложилась какая-то странная традиция: сбивать надписи со старых памятников и ставить их заново. Так произошло с памятником погибшим в годы гражданской войны на ул.Братской, памятником летчику Клещеву и умершим от ран бойцам в годы Великой Отечественной войны на Центральном кладбище. Во всем этом чувствуется исключительной неуважение и пренебрежение памятью умерших людей (как ранее похороненных под этими памятниками, так и в последующие годы) со стороны Советской власти.

    Сейчас на месте церкви и церковного кладбища находятся огороды, жилые дома и магазин. Некоторое время назад владельцы магазина при подводе к своему дому коммуникаций обнаружили два склепа с погребенными телами. Об этом они рассказали одному из прежних настоятелей Рассказовской церкви. Но никаких мер по перезахоронению предпринято не было. Тогда жители закопали склепы и разбили на этом месте клумбу с цветами. Они и сейчас готовы отдать тела нашей церкви. В их дворе постоянно оседает земля, а из-за множества камней, находящихся в земле невозможно возделывать почву.

     Полному разрушению Иоанно-Богословского храма помешала война. Главный Рассказовский храм «временно» закрывают в 1929 году, а в 1937 начинают ломать. У церкви разобрали купол и приступили к слому звонницы. Через выбитый проем по стволам деревьев пытаются спустить колокол, но он оказался настолько тяжелым, что переломав стволы и издав последний глухой звон, глубоко ушел в землю. Толпа народа прорвала оцепление, бросилась к колоколу и начала с плачем его целовать. Рассказовцев с большим трудом оттеснили за ограду храма. После разрушения звонницы разбор храма приостановился — стены не поддавались вандалам. Взорвать церковь тоже не получилось — взрывчатку уже израсходовали в Арженке, новую же из Тамбова присылать не торопились наученные горьким опытом арженских взрывов, когда на соседних улицах обломками были проломлены крыши и стены домов, а несколько человек пострадали (один из руководителей слома Покровской церкви позже был арестован и осужден).

     На месте церковного кладбища выстраивают новое здание пожарной части и разбивают сквер. Часовню Крюченковых-Асеевых оскверняют, из склепов извлекают останки, снимают с них одежду и покрывала, а сами тела тут же сжигают вместе с остатками гробов. На крышу часовни устанавливают бочку с водой и лепят звезду на шпиле.   

     Через несколько лет, в 1943 г. обезглавленный храм возвращают верующим, он ремонтируется и открывается для богослужений в 1945 году. В 1947 году епископ Тамбовский и Мичуринский Иоасаф освятил бывший придел Святого Благоверного князя Александра Невского в честь Святителя и Чудотворца Николая.

     Сегодняшняя реставрация церкви, как и в старые времена, идет за счет пожертвований горожан. Средств крайне не хватает и храму требуется ваша помощь! Давайте вместе сделаем все, чтобы в нашем городе, как и 100 лет назад вновь раздался громкий колокольный звон!

    

   

 

2011 г.

 

Андрей Литовский